Потенциальные возможности занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в развитии творческого воображения

Информация о педагогике » Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста » Потенциальные возможности занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в развитии творческого воображения

Страница 12

Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами. Так, ознакомление с округлой формой лучше начать с лепки, где она дается объемной. В аппликации ребенок знакомится с плоскостной формой круга. В рисовании создается линейный контур. Таким образом, при планировании работы воспитатель должен тщательно продумывать, использование какого материала позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные дошкольниками на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом.

Для старшей и подготовительной групп рекомендуется дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель, сангину. Эти материалы расширяют изобразительные возможности детей. При работе углем и сангиной изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и передаче фактуры предмета; цветные мелки облегчают закрашивание больших поверхностей и крупных форм; пастель дает возможность передавать разнообразные оттенки цвета.

Для более полного развития всех сторон творческого воображения рекомендуется использовать нетрадиционные техники изображения в старших группах детского сада.

Отличительная особенность воображения у дошкольника – их яркость и эмоциональность, легкость возникновения и смены. Жизнь ребенка значительно больше насыщена воображениями, чем жизнь взрослого. Влияние чувств на воображение сказывается в том, что ребенок невольно приписывает себе качества, которые он хотел бы иметь, прежде всего качества взрослого – в воображении он большой, сильный, смелый. Одно из проявлений яркости возникающих у ребенка образов воображения состоит в том, что ребенок верит в них почти как в реальные явления.

В результате нашего исследования мы рассмотрели понятие «воображение» в психолого-педагогической науке, нами были определены особенности развития воображения в дошкольном возрасте и выявлены способы развития воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Характерной особенностью формирования образов воображения у ребенка дошкольного возраста в изобразительной деятельности является то, что образы, в основном, не предваряют деятельности, а возникают лишь в ходе ее.

Наблюдаемые нами начальные формы проявления воображения у ребенка были связаны с самостоятельным созданием первых образов рисунка (аппликации) и представляли собой отдельные разрозненные воображаемые признаки, элементы, дополняющие графические структуры рисунка.

При этом было отмечено, что отсутствие необходимых представлений у ребенка не позволяло ему создавать образы на тему. Неясные, нечеткие представления порождали нечеткую и неясную деятельность воображения у ребенка в процессе рисования, аппликации.

На наших занятиях мы не только развивали воображение и творческие возможности детей, но и обогащали и расширяли художественный опыт детей, побуждая детей экспериментировать, поддерживали и поощряли творческие находки дошкольников.

Контрольный просмотр работ дошкольников подтвердил эффективность проведенных нами занятий, показав повышение уровня воображения у детей группы. К концу занятий по методике «Мир детской фантазии» воображение у дошкольников приобретает более произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию; оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; ребенок осваивает приемы и средства создания образов; воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13

Педагогические заметки:

Роль жизненной среды в развитии ребенка
Л.С. Выготский в работе «Вопросы детской психологии» писал следующее: «Одна из самых величайших помех для теоретического и практического изучения детского развития – неправильное решение проблемы среды и ее роли в динамике возраста, когда среда рассматривается как нечто внешнее по отношению к ребен ...

Профессиональное просвещение
Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение – “сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим кач ...

Роль межпредметных связей в формировании художественной культуры школьников
Принимая во внимание межпредметные связи, формирование художественной культуры ребенка в школе может проводиться практически на всех уроках. Осо­бое место такому воспитанию отводится на уроках литературы, музыки, труда и изобрази­тельного искусства. На них школьники учатся эстетически воспринимать ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru