Работа над сочинением-рассуждением в старших классах

Страница 2

содержание текста должно давать возможность неоднозначной трактовки выпускником той или иной проблемы, поставленной в тексте;

текст должен касаться этических, нравственных и других социально или личностно значимых проблем, содержать материал для раздумий и вызывать у экзаменуемых желание высказать свое мнение по поводу прочитанного;

содержание текста не должно дискриминировать экзаменуемых по религиозному, национальному и другим признакам;

основная мысль может быть выражена в тексте как явно, так и эксплицитно;

текст может принадлежать к любому стилю и функционально-смысловому типу речи;

текст может быть образцом того или иного функционального или авторского стиля;

текст не должен быть перегружен информативными элементами: терминами, именами собственными, фактологическими и цифровыми данными;

объем текста – 300-400 слов.

Результаты ЕГЭ по русскому языку убеждают в необходимости использования в работе учителя современных способов проверки знаний, умений и навыков учащихся, применения единого критериального подхода к оценке творческих работ учащихся.

Сочинение в рамках ЕГЭ представляет собой нормативную форму высказывания. Отсюда следует методическое решение: надо научить ученика тем этапам работы с текстом, которые позволят ему создать письменное высказывание, соответствующее всем предъявляемым требованиям.

Сочинение можно считать удачным, если в нем:

• правильно определена тема, поняты основные мысли исходного текста

определена и прокомментирована проблема;

• отражена позиция автора;

• высказана и аргументирована личностная позиция автора выпускника;

• работа композиционно логична.

Особое внимание уделяется и грамотности письма.

Результаты проведённой работы позволили определить направления работы над подготовкой к сочинению- рассуждению.

Первый этап этой работы – научить учащихся понимать смысл и оценивать форму исходного текста. Второй этап – выработать у учащихся умение выражать свое отношение к содержанию текста, к тем проблемам, которые затронуты в тексте, формулировать свою позицию, строить свое рассуждение таким образом, чтобы оно было композиционно стройным и цельным.

Итак, при подготовке к выполнению задания части С прежде всего необходимо познакомить учащихся с критериями оценивания сочинения и строить работу в соответствии с ними. Следует поработать над каждым критерием на отдельных уроках или же включить фрагменты в текущие уроки. Учащиеся должны чётко представлять себе, на что необходимо обратить внимание при написании работы. Учащимся можно предложить следующий алгоритм написания сочинения.

1. Выявления темы текста

2. Формулировка проблемы, комментарии к тексту

3. Выявление позиции автора, аргументация его точки зрения (не менее трех аргументов)

4. Собственное мнение по данной проблеме (теме)

5. Выводы

Модель написания сочинения-рассуждения

1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чём текст?). Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и словосочетания). В формулировке проблемы можно использовать клише

… — вот тема, к которой обращается автор текста.

Эта статья о…

Автор обращается к актуальной теме — теме…

Этот текст о …

2. Определив тему, можно попытаться сформулировать проблему.

Проблема в широком смысле — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения. Предлагаем случаи управления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Сравнительный анализ показателей успеваемости учащихся 9 «А» и 9 «Б» классов по биологии и химии до и после эксперимента
После изучения в контрольном 9 «А» классе раздела по биологии «Структурная организация живой клетки» в соответствии с календарно-тематическим планированием и апробации на практике в 9 «Б» классе разработанных интегрированных уроков биологии и химии на тему «Структурная организация живой клетки», на ...

Средства музыкальной выразительности
Музыка – это вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени последовательностей звуков разной длительности, высоты, громкости, тембра, ритма, тональности, созданных человеком и воспроизводимы ...

Этапы развития профессионального самосознания и особенности профориентационной работы педагога дополнительного образования
Под профессиональным самосознанием мы подразумеваем систему представлений человека о различных сторонах своей личности в контексте профессиональной деятельности. Разумеется, основной акцент необходимо делать на подростковой и юношеской возрастных группах, но это не значит, что в начальной школе не ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru