Работа над сочинением-рассуждением в старших классах

Страница 2

содержание текста должно давать возможность неоднозначной трактовки выпускником той или иной проблемы, поставленной в тексте;

текст должен касаться этических, нравственных и других социально или личностно значимых проблем, содержать материал для раздумий и вызывать у экзаменуемых желание высказать свое мнение по поводу прочитанного;

содержание текста не должно дискриминировать экзаменуемых по религиозному, национальному и другим признакам;

основная мысль может быть выражена в тексте как явно, так и эксплицитно;

текст может принадлежать к любому стилю и функционально-смысловому типу речи;

текст может быть образцом того или иного функционального или авторского стиля;

текст не должен быть перегружен информативными элементами: терминами, именами собственными, фактологическими и цифровыми данными;

объем текста – 300-400 слов.

Результаты ЕГЭ по русскому языку убеждают в необходимости использования в работе учителя современных способов проверки знаний, умений и навыков учащихся, применения единого критериального подхода к оценке творческих работ учащихся.

Сочинение в рамках ЕГЭ представляет собой нормативную форму высказывания. Отсюда следует методическое решение: надо научить ученика тем этапам работы с текстом, которые позволят ему создать письменное высказывание, соответствующее всем предъявляемым требованиям.

Сочинение можно считать удачным, если в нем:

• правильно определена тема, поняты основные мысли исходного текста

определена и прокомментирована проблема;

• отражена позиция автора;

• высказана и аргументирована личностная позиция автора выпускника;

• работа композиционно логична.

Особое внимание уделяется и грамотности письма.

Результаты проведённой работы позволили определить направления работы над подготовкой к сочинению- рассуждению.

Первый этап этой работы – научить учащихся понимать смысл и оценивать форму исходного текста. Второй этап – выработать у учащихся умение выражать свое отношение к содержанию текста, к тем проблемам, которые затронуты в тексте, формулировать свою позицию, строить свое рассуждение таким образом, чтобы оно было композиционно стройным и цельным.

Итак, при подготовке к выполнению задания части С прежде всего необходимо познакомить учащихся с критериями оценивания сочинения и строить работу в соответствии с ними. Следует поработать над каждым критерием на отдельных уроках или же включить фрагменты в текущие уроки. Учащиеся должны чётко представлять себе, на что необходимо обратить внимание при написании работы. Учащимся можно предложить следующий алгоритм написания сочинения.

1. Выявления темы текста

2. Формулировка проблемы, комментарии к тексту

3. Выявление позиции автора, аргументация его точки зрения (не менее трех аргументов)

4. Собственное мнение по данной проблеме (теме)

5. Выводы

Модель написания сочинения-рассуждения

1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чём текст?). Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и словосочетания). В формулировке проблемы можно использовать клише

… — вот тема, к которой обращается автор текста.

Эта статья о…

Автор обращается к актуальной теме — теме…

Этот текст о …

2. Определив тему, можно попытаться сформулировать проблему.

Проблема в широком смысле — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения. Предлагаем случаи управления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Видеометод как метод педагогической диагностики
Видеометод является разновидностью наглядных методов. В основе видеометода находятся экранные источники информации (фильмоскопы, диапроекторы, киноаппараты, телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры, сканеры и т.п.). Использование видеоматериалов помогает за очень короткое время в сжатом, концентрир ...

Основные подходы к работе социального педагога по профилактике социально-психологической дезадаптации младших подростков
Социальный педагог сегодня – одна из ключевых фигур в общеобразовательной школе, которая призванная объединить усилия семьи, школы, общественности для оказания помощи ребёнку. Социальный педагог – «специалист, организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми людьми в различных соц ...

Педагогические условия формирования музыкального тезауруса школьников средних классов
Изучение тезауруса музыкального формообразования является не изолированной, а составной частью формирования музыкального тезауруса школьников в целом. Его характерной особенностью является постепенное освоение и закрепление понятий касающихся этой сложной области музыкознания. Помимо проблемы введе ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru