Работа над сочинением-рассуждением в старших классах

Страница 5

Кстати, не случайно предлагается подобрать именно три аргумента, поскольку это оптимальное количество доводов для обоснования своей мысли.

Поскольку точного текста цитаты на экзамене не будет, лучше использовать косвенную речь: в таких конструкциях достаточно передать общий смысл высказывания.

При проведении вводной работы у многих возникло затруднение, как начать сочинение. А ведь роль вступления очень важна. Оно помогает привлечь внимание к работе, заинтересовать, поэтому должно быть энергичным, экспрессивным и небольшим по объёму (не более 5 предложений). Чтобы избежать данного затруднения на экзамене, следует знакомить с различными вариантами начал подобных сочинений, рассматривать образцы. Во вступление можно включить:

1. сведения об авторе;

2. выражение впечатления, произведённого текстом;

3. афоризмы, пословицы, поговорки, перекликающиеся с проблемой, поднятой в тексте;

4. рассказ об ассоциациях, которые вызывает данная тема;

5. лирическое размышление о темах, раскрываемых автором;

6. стилистические фигуры;

Строить работу лучше в соответствии с теми критериями, по которым её будут оценивать

1) Вступление.

2) Проблема, над которой размышляет автор.

3) Комментарий.

4) Авторская позиция

5) Ваше мнение (согласие несогласие с позицией автора).

6) Первый аргумент.

7) Второй аргумент.

8) Вывод (заключение).

Цель заключения – подвести итог и оставить хорошее впечатление. Оно обязательно должно перекликаться со вступлением.

Необходимо также уделить внимание работе над проверкой и редактированием текста. Нужно познакомить учащихся с типичными ошибками, встречающимися в работах, научить способам редактирования. Для этого можно использовать взаимопроверку, предлагать тексты, предложения с запланированными ошибками. Работа с этим материалом позволяет не только научиться видеть и исправлять типичные ошибки, допущенные школьниками, но и познакомиться с хорошими сочинениями, постараться понять «секреты» их создания.

Анализ текстов ученических работ (постоянно предлагается несколько вариантов) поможет научиться понимать, что возможны разные способы развития одной и той же темы, решения проблемы.

Результаты проведённой работы сложно оценить сейчас. Реальность их будет подтверждена или опровергнута на ЕГЭ. Мы понимаем, что необходимо продолжать работу по соблюдению речевых норм, точности и выразительности речи, нахождению проблемы в тексте и авторского отношения к ней. Следовательно, планомерная и систематическая подготовка к сочинению-рассуждению помогает выпускнику проявить коммуникативную компетенцию, что в результате является целью ЕГЭ.

Таким образом, проанализировав литературу по данной теме, мы приходим к следующим выводам.

Работа над рассуждением на уроках русского языка остаётся одним из приоритетных направлений, что связано, во-первых, с особенностями рассуждения как типа речи, непосредственно влияющего на развитие логического мышления учащихся, а во-вторых, с необходимостью подготовки к сдаче ЕГЭ, одной из задач которого является проверка коммуникативной компетенции выпускника. Сочинение-рассуждение даёт возможность выпускнику в полном объёме проявить коммуникативную компетенцию как результат и реализацию лингвистической и языковой компетенций. Кроме того, сочинение-рассуждение не только проверяет реальное состояние практических речевых умений и дает представление о том, как выпускники школы владеют монологической речью, умеют аргументировать свою точку зрения, но и помогает составить представление об общем развитии ученика, о его нравственной и социальной зрелости, о его общей культуре.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Психолого-педегогические исследования развития познавательного интереса учащихся
Одна из основных причин того, что учащиеся теряют интерес к русскому языку, предпочитая ему историю, математику и физику, заключается, на наш взгляд, в том, что мы, учителя русского языка, не всегда ярко и убедительно показываем учащимся богатство русского языка, его способность выражать самые разл ...

Педагогические условия формирования музыкального тезауруса школьников средних классов
Изучение тезауруса музыкального формообразования является не изолированной, а составной частью формирования музыкального тезауруса школьников в целом. Его характерной особенностью является постепенное освоение и закрепление понятий касающихся этой сложной области музыкознания. Помимо проблемы введе ...

Сущность патриотического воспитания
Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователя ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru