Педагогические условия формирования музыкального тезауруса школьников средних классов

Информация о педагогике » Педагогические основы освоения тезауруса по музыкальным формам на уроках музыки в средних классах » Педагогические условия формирования музыкального тезауруса школьников средних классов

Страница 1

Изучение тезауруса музыкального формообразования является не изолированной, а составной частью формирования музыкального тезауруса школьников в целом. Его характерной особенностью является постепенное освоение и закрепление понятий касающихся этой сложной области музыкознания. Помимо проблемы введения понятия в обучении существует проблема его удержания и углубления. Важную роль при этом играет знание учителем психофизиологических особенностей школьников средних классов.

Период обучения в средних классах приходится на подростковый (ранний подростковый) период. Это возраст от 11 до 14-15 лет.

Процесс развития высших психических функций образует сложную иерархическую систему, где центральной или ведущей, функцией является развитие мышления, функция образования понятий. Все остальные функции вступают в сложный синтез с этим новым образованием, они интеллектуализируются, перестраиваются на основе мышления в понятиях.

Подросток впервые в этом возрасте "овладевает процессом образования понятий. Он переходит к новой и высшей форме интеллектуальной деятельности - к мышлению в понятиях". Это центральное явление всего переходного возраста. Понятие, являясь важнейшим средством познания и понимания, приводит к основным изменениям в содержании мышления подростка. Как отмечает Л.С. Выгодский "мышление в понятиях приводит к вскрытию глубоких связей, лежащих в основе действительности, к познанию закономерностей, управляющих действительностью, к упорядочению воспринимаемого мира с помощью набрасываемой на него сетки логических отношений"

Изменения в переходном возрасте обнаруживает и память. "Если у ребенка интеллект - это функция памяти, то у подростка память - функция интеллекта. Так же как примитивное мышление ребенка опирается на память, память подростка опирается на мышление". В основе развития памяти в этом возрасте лежит сближение памяти и интеллекта. Подросток переходит к запоминанию в понятиях, а не в образах. Рост логической памяти происходит не только количественно, не только со стороны содержания - память заполняется не столько образами конкретных предметов, сколько их понятиями, связями, отношениями. Происходит и рост качественного характера самой функции запоминания со стороны ее состава, строения, способов деятельности. Дальнейший путь ее развития изменяется коренным образом. Подросток становится способным управлять своим произвольным запоминанием. Способность к запоминанию постоянно, но еще медленно возрастает до 13 лет. С 13 до 15-16 наблюдается быстрый рост памяти.

Внимание в младшем подростковом возрасте становится хорошо управляемым, контролируемым процессом. Но это возраст повышенной утомляемости и в школе, на уроках внимание учащихся нуждается в поддержке учителя со стороны учителя. Интерес, возможность проявить себя, утвердить себя среди сверстников являются стимулом для поддержания произвольного внимания во время длительного процесса обучения. Так же как и память, внимание интеллектуализируется и становится зависимым от мышления.

Интерес к учебным предметам напрямую связан с особенности развития мышления в этом возрасте. Одним из интересных предметов становится музыка.

Восприятие музыки занимает особое, приоритетное место в подростковом периоде. Исследования воздействия музыки на физиологию и психику человека показали, "что именно подростки и юношество наиболее сенситивны к воздействию музыки" Музыка - искусство абстрактное и именно оно становится самым любимым видом искусства в подростковом возрасте. Так как в этом возрасте начинается интенсивное развитие абстрактных понятий, хотя абстрактное мышление еще далеко от полной зрелости, но оно интенсивно формируется и продолжает развиваться в юношеском возрасте.

Полноценное, "адекватное" восприятие музыки - это не только общее впечатление от нее, не только непосредственная эмоциональная реакция, порождающая то или иное настроение у слушателя; это одновременно и восприятие - более или менее осознанное - формоструктуры музыкального произведения, его конструкции, его композиционного устройства. В процессе занятий с учащимися средних классов общеобразовательной школы необходимо дать представления о наиболее распространенных в традиционной европейской культуре музыкальных формоструктурах и композиционных схемах. Для этого процесс усвоения знаний должен быть постоянным и целенаправленным. Формирование тезауруса является, необходимым условием для боле или менее "адекватного" восприятия музыки.

Восприятие неразрывно связано с мышлением. Частью мышления является и мышление музыкальное. Уровень развития музыкального мышления, как и каждого из видов мышления человека, прямо и непосредственно зависит от качества овладения соответствующими понятиями, содержательности и емкости последних. Формирование соответствующих представлений и понятий, их подчинение определенной системе важнейшая задача музыкальной педагогики. Через систему представлений и понятий, усвоение правильно сформированного и составленного музыкального тезауруса и в частности тезауруса формообразования отражается мышление музыканта. Музыкальное мышление имеет ярко выраженную эмоциональную окраску. "…вне эмоций музыки нет; вне эмоций нет, следовательно, и музыкального мышления; связанное прочнейшими узами с миром чувств и переживаний человека, оно эмоционально по самой своей природе…". Зачастую учителя, преподаватели - музыканты, концентрируют свое внимание только на эмоциональной стороне постижения музыки при исполнении, слушании музыкальных произведений. Это происходит из-за ошибочного мнения о том что музыкальное мышление "…какое-то особое и отличается от обычного мышления человека, включающего в себя, наряду с остальным, и понятийно-логический компонент…" Цыпин Г. М., уделяющий особое внимание этой проблеме указывает что эмоциональная природа отнюдь не препятствует оперированию определенными системами теоретических категорий и понятий. Обобщенно абстрактное, "понятийное" также находит место в процессах художественно-образного мышления, а следовательно и музыкального мышления.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Показатели сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
Для проверки полученных результатов был проведен контрольный эксперимент. Участие принимали все дети экспериментальной группы, то есть 12 человек.Контрольный эксперимент проходил после серии сюжетно-ролевых игр с нравственным содержанием. Детям экспериментальной и контрольной группы были даны те же ...

Роль межпредметных связей в формировании художественной культуры школьников
Принимая во внимание межпредметные связи, формирование художественной культуры ребенка в школе может проводиться практически на всех уроках. Осо­бое место такому воспитанию отводится на уроках литературы, музыки, труда и изобрази­тельного искусства. На них школьники учатся эстетически воспринимать ...

Внеклассная работа по экологическому образованию и воспитанию младших школьников
Основной целью учителей начальных классов является развитие целостной личности, неравнодушной к проблемам родного края, способной практически решать экологические проблемы. Содержание экологического образования имеет сложный состав, усвоение которого школьниками требует не только классной, но и бол ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru