Исследование коммуникативных характеристик ребёнка дошкольника

Страница 2

7) Уровень развития невербального общения (соответствуют ли его (её) жесты, мимика, интонации словам, дополняют ли они содержание его (её) речи? Может ли но (она) передать оттенки, нюансы своих чувств, эмоций при помощи различных неречевых средств? Умеет ли он (она) достаточно тонко и понятно показать своё доброжелательное отношение к другим: приветливость, симпатию, заинтересованность? Бывает ли он (она) скован, сдержан в движениях, в жестах? Умеет ли распознавать основные эмоции и изображать их (радость, грусть, гнев, страх, спокойствие, удивление, интерес, стыд, отвращение)? Умеет ли управлять своими чувствами (сдерживать гнев, огорчение, слёзы)?

Результаты наблюдения заполняются в лист наблюдений (Приложение 1).

2.Метод социометрии.

Сфера межличностных отношений детей сложна и завуалирована. Именно социометрия помогает изучить ее наиболее объективно и корректно. Мы в своей работе использовали эксперимент, разработанный профессором Я.Л. Коломинским ("Выбор в действии"), это специально адаптированный вариант для дошкольников, который условно назван "У кого больше?". Экспериментальная процедура состоит в следующем. Предварительно готовятся по 3 переводные картинки на каждого ребенка группы. На оборотной стороне картинки ставится номер, "присвоенный" каждому из детей. Помощник экспериментатора выводит детей, за исключением одного, в другое помещение, где занимает их игрой, чтением книги. Экспериментатор обращается к оставшемуся ребенку: "Вот тебе 3 картинки. Можешь положить их по одной любым трем детям нашей группы. У кого окажется больше картинок - тот выигрывает. Никто не будет знать, кому ты положил картинку. Даже мне можешь не говорить, если не хочешь". Ребенок выполняет задание и уходит в третье помещение.

Экспериментатор фиксирует в заготовленной социометрической таблице (матрице) выборы детей.

Вертикально располагаются имена детей группы (сначала мальчиков, затем девочек), "присваиваются" им номера по порядку. Эти номера должны быть постоянными во всех экспериментах. Имена мальчиков и девочек для удобства обработки целесообразно отделить цветным карандашом. По горизонтали сверху таблицы наносятся порядковые номера детей. Следует заштриховать клетки на пересечении одинаковых номеров. Принцип ее использования состоит в том, чтобы проставлять в клетках цифры, показывающие, кого и в какую очередь выбрал ребенок. Например: Алеша К. в первую очередь выбрал Сергея П.; во вторую - Олю Л.; в третью - Костю Т. Таким образом заполняются все данные в таблице, после чего осуществляется подсчет выборов, полученных каждым ребенком (по вертикальным столбцам), и записывается в соответствующую графу матрицы.

Далее следует переходить к выявлению взаимных выборов. Для этого смотрим, кто выбрал Алешу К. (1). Если среди тех, кто его выбрал, есть дети, выбранные им самим, то это означает взаимность выбора. Эти взаимные выборы обводятся в таблице кружком, затем подсчитываются и записываются.

Обработка и анализ социометрических исследований. Первичная информация каждого социометрического исследования - социометрический выбор - фиксируется в процессе самого исследования. Далее заполняются нижние суммирующие графы таблицы: «число полученных выборов», «число взаимных выборов», «число ожидаемых выборов», «число оправдавшихся выборов» (последние 2 графы - в варианте аутосоциометрии).

Результаты описанных экспериментов можно представить графически в виде социограммы (карты групповой дифференциации). Для этого следует начертить 4 концентрические окружности, разделить их пополам вертикальной линией. Справа располагают номера мальчиков, слева - девочек. Размещение детей будет соответствовать числу полученных ими выборов: в I окружности - дети, получившие 5 и более выборов; во II - 3-4 выбора; в III - 1 -2 выбора; в IV - ни одного выбора. Соединив линиями выбора условные номерные знаки детей, можно выделить характер связей, особенности половых дифференциаций, взаимность и невзаимность.

Страницы: 1 2 3 4 5

Педагогические заметки:

Теоретические основы изучения эмоционального интеллекта младших школьников
Термин "эмоциональный интеллект" появился в американской психологической литературе в начале 90-х годов XX века. Джон Мэйер и Питер Сэловей первыми дали научное определение этому понятию и разработали первую модель эмоционального интеллекта. Они определяют эмоциональный интеллект как стру ...

Изучение трудовой деятельности старших дошкольников с нарушениями интеллекта
Основными компонентами трудовой деятельности являются общетрудовые и двигательные умения, работоспособность. Установлено, что для самостоятельного выполнения задания необходимы умения ориентироваться в задании, планировать ход предстоящей работы, осуществлять текущий и заключительный самоконтроль. ...

Сущность активного обучения
Активное обучение — это способ организации и реализации учебного процесса, обеспечивающий возможность осуществления каждым студентом во время занятий непрерывной целенаправленной и эффективной учебно-познавательной деятельности на основе прямой и обратной связи с преподавателями. Технологии активно ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru