Исследование коммуникативных характеристик ребёнка дошкольника

Страница 3

Следующий, этап работы -определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация. В качестве таковых выступают: а) социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений; б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ); в) коэффициент взаимности (КВ); г) коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями (КУ); д) индекс изолированности (ИИ); е) устойчивость избирательных личностных отношений и социометрического статуса детей; ж) мотивация социометрических выборов; з) половая дифференциация взаимоотношений.

Остановимся на описании этих социометрических показателей межличностных отношений в дошкольной группе.

А. Социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений.

Статус ребенка определяется путем подсчета полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из четырех статусных категорий: I- «звезды» (5 и более выборов); II- «предпочитаемые» (3-4 выбора); III- «принятые» (1 -2 выбора); IV- «непринятые» (0 выборов).

Если в эксперименте использовался отрицательный критерий «Кому бы ты не стал давать картинку?», появляется статусная категория «отверженных». Группа дошкольников может иметь полную или неполную статусную структуру. I и II статусные группы являются благоприятными, III и IV- неблагоприятными. Исходя из этого, определяется, насколько благоприятен статус каждого ребенка в группе. Иными словами, насколько ребенок желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему дети симпатию. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника: тёплый, благоприятный или холодный, отчуждающий.

Б. Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ).

УБВ определяется соотношением суммарных показателей благоприятных и неблагоприятных статусных категорий. Если большинство детей группы оказывается в благоприятных (1 и II) статусных категориях, УБВ определяется как высокий; при одинаковом соотношении - как средний; при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом - как низкий. Низкий УБВ - сигнал тревоги, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками.

В. Коэффициент взаимности (КВ).

Он вычисляется как отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов и выражается в процентах. Это очень важный диагностический коэффициент, так как выражает характер отношений, существующих в группе. Он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы детей, но может и свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки. Поэтому к нему следует относиться внимательно. По величине показателя КВ можно отнести группу к одному из четырех уровней взаимности: I - КВ = 15-20 % (низкий), II - КВ = 21-30% (средний), III - КВ = 31- 40 % (высокий), IV - КВ = 40 % и выше (сверхвысокий).

Г. Коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями (КУ).

КУ определяется процентным соотношением числа детей, имеющих взаимные выборы, к числу всех детей группы.

На основании данного показателя можно судить, насколько дети удовлетворены своими отношениями. Определять уровень удовлетворенности взаимоотношениями в конкретной группе можно на основе сравнения с нормативными показателями: I - КУ = 33 % и ниже, II - КУ = 34-49 %, III - КУ = 50-65 %, 1V - КУ = 66 %. Но, еще более важно знать, насколько удовлетворен своими отношениями каждый отдельный ребенок. КУ в этом случае определяется как процентное отношение числа сверстников, с которыми у него взаимные выборы, к числу детей, которых он сам выбрал. Затем можно отнести каждого ребенка в одну из четырех групп: I - высшая - входят дети, КУ которых равен 75-100 %, II - 50-75 %, III - 25-50 %, IV - 0-25 %.

Страницы: 1 2 3 4 5

Педагогические заметки:

Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста
У ребенка воображение формируется в игре и вначале неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. У детей 6-7 лет воображение уже может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Большинство детей не любит очень натуралистические игрушки, предпоч ...

Описание исторических картин учащимися
Большое значение для развития мыслительной деятельности учащихся на уроках истории в 5-7-х классах имеет правильное использование наглядного материала, который помогает создавать конкретные представления об исторических событиях далекого прошлого. Проведенные исследования показывают, что особо важн ...

Перспективно-тематическое планирование факультатива. Определение места и значения факультатива в профессиональной подготовке будущих специалистов
Проведение факультатива «Декорирование окон», предназначенного для будущих дизайнеров представляется нам достаточно актуальным на сегодняшний день. Современное общество России, живущее в рыночном изобилии, стремится жить более красиво и комфортно. И текстильное оформление интерьеров завоевывает нов ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru