Исследование коммуникативных характеристик ребёнка дошкольника

Страница 3

Следующий, этап работы -определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация. В качестве таковых выступают: а) социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений; б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ); в) коэффициент взаимности (КВ); г) коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями (КУ); д) индекс изолированности (ИИ); е) устойчивость избирательных личностных отношений и социометрического статуса детей; ж) мотивация социометрических выборов; з) половая дифференциация взаимоотношений.

Остановимся на описании этих социометрических показателей межличностных отношений в дошкольной группе.

А. Социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений.

Статус ребенка определяется путем подсчета полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из четырех статусных категорий: I- «звезды» (5 и более выборов); II- «предпочитаемые» (3-4 выбора); III- «принятые» (1 -2 выбора); IV- «непринятые» (0 выборов).

Если в эксперименте использовался отрицательный критерий «Кому бы ты не стал давать картинку?», появляется статусная категория «отверженных». Группа дошкольников может иметь полную или неполную статусную структуру. I и II статусные группы являются благоприятными, III и IV- неблагоприятными. Исходя из этого, определяется, насколько благоприятен статус каждого ребенка в группе. Иными словами, насколько ребенок желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему дети симпатию. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника: тёплый, благоприятный или холодный, отчуждающий.

Б. Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ).

УБВ определяется соотношением суммарных показателей благоприятных и неблагоприятных статусных категорий. Если большинство детей группы оказывается в благоприятных (1 и II) статусных категориях, УБВ определяется как высокий; при одинаковом соотношении - как средний; при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом - как низкий. Низкий УБВ - сигнал тревоги, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками.

В. Коэффициент взаимности (КВ).

Он вычисляется как отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов и выражается в процентах. Это очень важный диагностический коэффициент, так как выражает характер отношений, существующих в группе. Он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы детей, но может и свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки. Поэтому к нему следует относиться внимательно. По величине показателя КВ можно отнести группу к одному из четырех уровней взаимности: I - КВ = 15-20 % (низкий), II - КВ = 21-30% (средний), III - КВ = 31- 40 % (высокий), IV - КВ = 40 % и выше (сверхвысокий).

Г. Коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями (КУ).

КУ определяется процентным соотношением числа детей, имеющих взаимные выборы, к числу всех детей группы.

На основании данного показателя можно судить, насколько дети удовлетворены своими отношениями. Определять уровень удовлетворенности взаимоотношениями в конкретной группе можно на основе сравнения с нормативными показателями: I - КУ = 33 % и ниже, II - КУ = 34-49 %, III - КУ = 50-65 %, 1V - КУ = 66 %. Но, еще более важно знать, насколько удовлетворен своими отношениями каждый отдельный ребенок. КУ в этом случае определяется как процентное отношение числа сверстников, с которыми у него взаимные выборы, к числу детей, которых он сам выбрал. Затем можно отнести каждого ребенка в одну из четырех групп: I - высшая - входят дети, КУ которых равен 75-100 %, II - 50-75 %, III - 25-50 %, IV - 0-25 %.

Страницы: 1 2 3 4 5

Педагогические заметки:

Учебно-воспитательный коллектив как объект и субъект воспитания
Одна из важнейших его закономерностей и принципов сущности воспита­ния со­стоит в том, что развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив. Вот почему в педагогике много внимания уделялось и уделяется разработке теории и методики воспитания в коллек ...

Тревога и её изучение
На ранних этапах научной психологии изучаются разновидности страха, в то время как в психотерапии, которой приходится иметь дело со стойкими страхами при функциональных нарушениях психики, появляется термин «тревожность», чаще понимаемый как длительное диффузное и неспецифическое состояние, причина ...

Основы нравственного воспитания
Под нравственностью понимается область жизни общества и поведения людей, характеризующаяся степенью практической воплощенности в них идеалов добра, справедливости, порядочности, совести, долга, ответственности. Она - проявление нравственного (морального) сознания народа и граждан, их нравственной в ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru