Социально-педагогические условия эффективности патриотического воспитания

Информация о педагогике » Условия повышения эффективности патриотического воспитания военнослужащих » Социально-педагогические условия эффективности патриотического воспитания

Страница 1

Любая педагогическая система должна соответствовать условиям, в которых она функционирует. По мнению А.С. Макаренко, "никакое средство педагогическое, даже общепринятое… не может быть признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некоторых случаях будет самым плохим". Поэтому методика и практическая воспитательная деятельность варьируются в зависимости от множества условий воспитания, в которых функционирует система. Так из анализа системы воспитания патриотизма военных кадров России, система дохристианского периода имела в основе семейно-общинное воспитание, ее преемница - религиозно-государственное, система советского периода была партийно-государственной, коллективистской. Современная система по существу представляет собой эклектическую смесь отдельных элементов досоветского и советского прошлого. Не отвечая современным условиям, она малоэффективна, не обеспечивает прироста патриотических качеств воспитуемых.

В современной педагогической литературе не существует единой классификации социально-педагогических условий воспитания. Вместе с тем, достаточно очевидно, что на эффективность воспитания патриотизма военнослужащих влияют:

Общие социально-педагогические условия (социальные, культурные, этнические, географические).

Специфические социально-педагогические условия, среди которых:

а) материальные условия жизни, престиж военной профессии, моральный климат в социальной группе;

б) условия труда воспитателей и воспитанников, включая состояние среды воспитания, организации воспитательной деятельности, временные и санитарно-гигиенические условия; обеспеченность необходимыми техническими средствами воспитания и литературой;

в) состояние ценностно-мотивационной сферы системы. Направленность информационной и культурной политики;

Условия имеют привязку к определенному уровню. Так, на мегауровне они имеют планетарный и космический масштаб. К ним относятся географические, погодные, климатические, сезонные условия, условия для хозяйственной деятельности (урожайность, наличие природных ископаемых), условия межгосударственных глобальных отношений (тип лидерства, условия глобальных отношений, преобладающие силы, характер их взаимоотношений и т.д.).

Макроуровень создает соответствующие особенностям конкретной государственности экономические, политические и социальные условия воспитания. На нем государства, их институты, гражданское общество обеспечивают развитие посредством передачи новым поколениям людей социально-исторического опыта предшествующих поколений в соответствии с интересами тех или иных социальных или национальных групп. Средство - воспитание в узком смысле, целенаправленная воспитательная работа в адекватных условиям формах. В самостоятельных суверенных государствах само воспитание как социальный институт и процесс имеет патриотическую направленность. Она задается национальной идеей и ценностями, наличие которых и является социальным условием такой ориентации (США, Великобритания, Китай и др.).

Зависимые государства управляются извне. Такое управление в наше время, как правило, осуществляется скрытно. Зависимые государства могут не иметь соей национальной идеи и системы ценностей. В таком случае государства-сателлиты используют для внутреннего потребления ценности стран - "хозяев" (Германия, Япония, Турция и др.). Со временем ситуация может существенно меняться. Так, с объединением Германия повысила свой геополитический статус и степень самостоятельности. Сегодня, по словам З. Бжезинского, Россия не партнер, а клиент США [7]. Современные политические, экономические и социальные условия патриотического воспитания в нашей стране определяются этим обстоятельством. Ослабленная Россия вынуждена идти на серьезные уступки более сильным странам.

Условия воспитания на мезоуровне, к которому относится система воспитания патриотизма у военнослужащих Российской армии, детерминируются соответствующими условиями в обществе в целом и его институтах. Материальные условия жизни и деятельности воспитателей и воспитуемых в 90-е годы когда патриотизм военнослужащих критически снизился объективно охарактеризованы как неудовлетворительные . Наиболее открыто это сформулировал военный журналист В. Шурыгин: "Будем смотреть правде в глаза: сегодня русский солдат мерзнет в холод, страдает от жары летом, его обувь пропускает воду, а в жару в ней на ногах быстро развиваются грибковые заболевания. Его полевая форма и амуниция делают его неуклюжим и легкоуязвимым, к тому же они быстро приходят в полную негодность, и потом, уже после 2-3 месяцев боев наш солдат становится похожим на обтрепанное чучело… Воевать в сегодняшней форме не просто мучение - а преступление". Подобным образом оценены рацион, средства индивидуальной защиты, связи и вооружение. Именно поэтому ВС РФ потеряли, по его словам, в Чечне за полтора года в 10 раз больше танков и в 2 раза больше БТР и БМП нежели за любой сопоставимый промежуток времени в афганской войне. Указанные недостатки планируется проводить в ходе современного придания армии нового облика. Крайне низка сегодня степень обеспечения руководителей воспитания и воспитуемых необходимой объективной информацией. Издаваемая в России печатная, видео и аудиопродукция антипатриотична. Парадокс ситуации состоит в том, что большая часть продукции современных СМИ и культуры не может быть использована в патриотическом воспитании военнослужащих, поскольку она может быть использована лишь для морального разложения ее потребителей. Так, например, кинофильмы "Курочка ряба", "Не валяй дурака", "Ширли-мырли", "Приключения солдата Чонкина" и другие изображают россиян как агрессивных бескультурных дегенератов, прожигающих жизнь в беспробудном пьянстве. Подобная оценка дана и в книгах Э. Тополя "Русская дива", "Любожид"; В. Астафьева "Прокляты и убиты"; В. Резуна "Ледокол", "Аквариум" и др. Не отличается разнообразием и современная тематика российской прессы, телевидения и радио. Откровенная порнография и похабщина, культ насилия и стяжательства в них стали правилом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Упражнения для формирования речевого дыхания у подростков и взрослых
Упражнение 1 Встать прямо. Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох носом так, чтобы было приятное, легкое ощущение вдоха, без напряжения. Выдыхать следует через рот. Затем выждать естественную в цикле дыхания паузу, ...

Задания, способствующие развитию речи младших школьников
В современный период развития общеобразовательной школы языковое образование младшего школьника и его речевое развитие все более основательно и обосновано сливаются в единый учебно-познавательный процесс. Т.Г. Рамзаева. Методика развития речи – это та область методической науки, которая в настоящее ...

Проблемы разработки школьных программ по предмету «физическая культура»
За последние годы в нашей стране перестройка системы образования обусловила постоянный поиск наиболее оптимальных путей построения учебно-воспитательного процесса в сфере физической культуры. Это связано с постоянно возникающими противоречиями между образовательно-воспитательными возможностями зало ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru