Исследование коммуникативных характеристик ребёнка дошкольника

Страница 4

Такое условное распределение детей на группы имеет реальный психологический смысл. Становится ясно, что ребенок, которого выбрали все или почти все сверстники из числа тех, кого он сам выбрал, имеет почву для более благоприятного эмоционального самочувствия, жизнерадостности, чем тот, которого, может быть, и выбирают, но совсем не те, к кому он сам стремится.

Д. Индекс изолированности (ИИ).

Его вычисляют как процент членов группы, оказавшихся без единого выбора. Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6 % менее благополучной, если индекс изолированности равен 15-25 %. Величина этого индекса - прямой показатель успешности воспитательных усилий.

Е. Устойчивость избирательных личностных отношений и социометрического статуса детей.

Социометрические исследования не могут быть одноразовой акцией. Рекомендуем их проводить, используя разные варианты, изменяя критерии выбора, 2 раза в год.

Анализируя повторные полученные результаты, можно проверить устойчивость данных отношений. Для этого используются 4 основных показателя: 1) количество сохранившихся выборов; 2) число детей, у которых сохранился хотя бы один сделанный выбор; 3) устойчивость социометрического статуса; 4) количество и категория выборов детей, которые отсутствовали в этом эксперименте. Соотнеся эти показатели, можно судить, насколько стойки или ситуативны симпатии, антипатии детей, насколько дошкольники способны долго поддерживать отношения дружбы. Устойчиво благоприятным будет положение тех детей, которые во всех экспериментах находились в I и II статусных группах; устойчиво неблагоприятными - в III и IV.

Ж. Мотивация социометрических выборов.

Почему одни дети пользуются симпатией сверстников, а другие - нет? Почему Кате предпочли подарить картинки шестеро ребят, а Оле - лишь один?

Ответить на эти вопросы поможет анализ мотивировок детьми своих выборов. Выясняется, какие мотивы лежат в основе предложений каждого ребенка, в какой степени дети разного пола, возраста осознают мотив своего избирательного отношения к сверстникам. Мотивы отличаются разнообразием. В зависимости от содержания их разделяют на IV типа. К I типу относится общая положительная оценка сверстника, эмоционально положительное отношение к нему ("он хороший", "нравится!"); ко II типу - выделение тех или иных положительных качеств ребенка: а) внешние, б) качества, обеспечивающие успешность деятельности, в) нравственные; к III типу - интерес к совместной деятельности ("интересно втроем", "строим вместе гаражи и дом", "я с ним смешусь"): а) ребенок в центре совместной деятельности, б) партнер в центре совместной деятельности, в) "мы"; к IV типу - дружеские отношения ("он мой друг", "она самая хорошая подруга").

3. Половая дифференциация взаимоотношений.

Показателем половой дифференциации межличностных отношений дошкольников является соотношение выборов, отданных сверстникам своего пола и противоположного. Как показывают исследования, в старшем дошкольном возрасте более высокие показатели половой дифференциации, чем в младшем. Обнаруживается тенденция более благоприятного положения в группе девочек, чем мальчиков.

Для того чтобы выявленные параметры могли служить целям диагностики, необходимо сравнить их со средними оптимальными уровнями и установить закономерные связи с другими групповыми и личностными характеристиками. В данном случае социометрические индексы мы сопоставляем с показателями других не социометрических процедур. В нашей курсовой работе это стандартизированное невключённое наблюдение.

Страницы: 1 2 3 4 5

Педагогические заметки:

Организация и методика констатирующего эксперимента
Комплексное логопедическое обследование детей с дизартрией проводилось в МДОУ №85. В данном обследовании принимали участие 10 детей с дизартрией старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в ноябре 2009 г. Целью данного исследования было: выявление особенностей неречевых и речевых функц ...

Особенности применения уроков оригами в общеобразовательном процессе, влияющие на психолого-физиологическое развитие младших школьников
Чаще всего оригами преподают детям в детских садах, начальной школе и различных кружках домов творчества. Возможна также работа в частных группах. Задачей таких занятий является не складывание как можно большего количества разнообразных фигурок, а развитие у детей целого ряда способностей и навыков ...

Компетентностный подход в странах Евросоюза и США
В мировой образовательной практике компетентность выступает в качестве центрального понятия, так как: объединяет интеллектуальную и навыковую составляющие образования; включает интерпретацию содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»); обладает интегративной природой ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru