Изучение развития коммуникативных качеств личности ребёнка-дошкольника в процессе театрально-художественной деятельности

Информация о педагогике » Изучение развития коммуникативных качеств личности ребёнка-дошкольника в процессе театрально-художественной деятельности

В настоящее время специалисты по работе с детьми и родители всё чаще сталкиваются с трудностями адаптации детей к меняющимся социальным условиям. В процессе становления личности ребёнок подчас встречается с ситуациями, приобретающими выраженный кризисный характер. Дети не всегда успешно преодолевают эти стрессовые ситуации. Поэтому актуальным является вопрос о том, как помочь им устоять перед неблагоприятными условиями социальной среды, научить преодолевать психотравмирующую ситуацию, справляться с негативными эмоциональными переживаниями и тем самым сохранить своё психическое и психологическое здоровье.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10- 15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Замыкаясь на телевизоре, компьютере, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь именно общение обогащает чувственную сферу. В результате дети практически разучились чувствовать эмоциональное состояние и настроение другого человека, реагировать на них. Игнорирование своих чувств, неумение открыто выражать эмоции порождают у ребёнка недовольство собой, снижение чувства значимости от поведения и выбора других детей в установлении контакта, самопредъявлении, самовыражении.

Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным Н.В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребёнка к школе у 67- 69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность, являясь наиболее распространённым видом детского творчества. По мнению Л.С. Выготского, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действительно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, а также развитие коммуникативных характеристик личности ребёнка дошкольника через театрально- художественную деятельность представляется нам весьма актуальной.

Процесс творческого развития дошкольника неизбежно сопровождается определёнными эмоциями и чувствами. Не научив ребёнка понимать и принимать собственные чувства, мы не научим его проявлять свою индивидуальность, быть творческой личностью. Ребёнок всё дальше будет уходить от самого себя, от своих проблем и противоречий, которые открываются ему в его чувствах.

Методологической базой исследования является культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, а также теория воспитания В.А. Сухомлинского.

Цель нашего исследования заключается в изучении развития коммуникативных качеств личности ребёнка дошкольника, в процессе театрально-художественной деятельности.

Объектом исследования являются коммуникативные характеристики личности ребёнка дошкольника.

Предметом исследования является процесс формирования коммуникативных характеристик личности ребёнка дошкольника, через театрально- художественную деятельность.

Исходя из цели, объекта и предмета задачами курсовой работы являются:

1.Изучить теоретические основания проблемы коммуникации ребёнка дошкольника и коммуникативные свойства среды.

2.Изучить особенности формирования организованной творческой среды в условиях детского сада.

3.Исследовать влияние театрально-художественной деятельности на развитие коммуникативных качеств личности ребёнка дошкольника.

Методами исследования является:

1.Группа методов феноменологизации и концептуализации.

Метод научного изучения источников, теоретический анализ психолого- педагогической литературы.

2.Метод стандартизированного невключённого наблюдения (на базе старшей группы детского сада №17 г. Солигорска).

3.Социометрический метод Я.Л. Коломинского « У кого больше», адаптированный для детей дошкольного возраста.

4.Метод математической обработки данных.

Гипотеза нашего исследования заключается в том, что занятие театрально-художественной деятельностью оказывает благоприятное воздействие на развитие коммуникативных характеристик личности ребёнка- дошкольника.

Педагогические заметки:

Календарно – тематический план по разделу "Обработка металла"
Урок 1. Основные свойства металлов и сплавов. Цели: дать учащимся общее представление о черных и цветных металлах и сплавах, об их механических и технологических свойствах, о сортовом металлическом прокате; воспитывать у учащихся навыки рационального использования материалов; способствовать развити ...

Понятие технологического образования
Образование является составной частью культуры человека и общества. Поэтому, чтобы выявить основные черты образования, необходимо проанализировать особенности культуры, в рамках которой оно развивается. Культура имеет материальную и духовную формы. Материальная культура включает в себя совокупность ...

Основные формы организации досуга
Существует несколько типов проведения свободного времени в зависимости от способности воспринимать тот или иной вид искусства. Очевидно, что «массовое искусство» отличается легкостью восприятия, доступностью, ориентацией на типичность, что и доказывает высокий уровень посещаемости развлекательных з ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru