Использование средств искусства для развития и коррекции эмоциональной и познавательной сферы у дошкольников с нарушениями развития

Информация о педагогике » Использование средств искусства для развития и коррекции эмоциональной и познавательной сферы у дошкольников с нарушениями развития

Наше исследование посвящено проблеме использования средств искусства в корреционно-развивающем процессе с детьми с нарушениями развития. Актуальность этой проблемы обусловлена следующем: «В последнее время число детей с проблемами развития неустанно растет. Многие родители отдают предпочтение нетрадиционным для системы специального образования учреждениям. В них по-новому организуется коррекционно-педагогическая работа с детьми. Это детские клубы, центры, родительские ассоциации и т.д. И, как правило, группы в них комплектуются разновозрастные и с разными нарушениями развития. Такие группы не могут работать по существующим программам, и требуется разработка новых методик и рекомендаций по организации коррекционно-педагогического процесса в них.

Из работ многих авторов (Е.Ю.Рау, Ю.Б.Некрасовой, О.С.Никольской, Т.Д.Добровольской, О.А.Карабановой, Л.В.Кузнецовой, Е.А.Медведевой и др.) известно, что использование средств искусства в коррекционно-развивающем процессе существенно повышает эффективность работы с детьми с нарушениями развития и может явиться тем объединяющим моментом, который позволит разработать содержание занятий в таких группах.

Итак, актуальность нашей работы обусловлена необходимостью совершенствовать коррекционно-педагогическую работу с детьми, имеющими нарушения развития в новых условиях: детских центрах, клубах, родительских ассоциациях и других нетрадиционных для специального образования учреждениях.

Цель исследования: доказать эффективность использования средств искусства для развития и коррекции эмоционально-познавательной сферы дошкольников с нарушениями развития.

Объект исследования: процесс коррекционно-развивающего обучения с использованием средств искусства в группах дошкольников с разными нарушениями развития.

Предмет исследования: развитие и коррекция познавательно-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста в коррекционно-развивающем процессе с использованием средств искусства.

Гипотеза: мы предполагаем, что в условиях детского центра наиболее эффективным являются занятия комбинированного типа с включением в них арттерапевтических методик. Это применение даст положительные изменения в познавательной и эмоционально-личностной сферах дошкольников с разными нарушениями развития.

В соответствии с целью и предметом исследования были выделены следующие задачи:

Изучить педагогическую и психологическую литературу по проблеме использования средств искусства для формирования и коррекции познавательной деятельности и личности.

Изучить эмоциональные и интеллектуальные особенности дошкольников в условиях детского центра развития.

Апробировать использование театрализованной деятельности, кукольного театра, танцевально-двигательных упражнений, музыки для коррекции познавательной и эмоционально-личностной сферы детей с проблемами развития.

Экспериментально доказать эффективность применения этих методов для развития и коррекции познавательной и эмоционально-личностных сфер дошкольников с разными нарушениями развития.

Практическое значение исследования: материалы данного исследования могут быть использованы в коррекционно-развивающих занятиях комбинированного типа с детьми с разными нарушениями в условиях нетрадиционных для образования учреждениях (детских центрах, клубах, родительских ассоциациях и т.п.).

Научная новизна: апробировать эффективность использования средств искусства в ходе комплексных занятий в условиях учреждений нетрадиционных для специального образования и здравоохранения. Разработано планирование работы педагога-дефектолога и комплекс комбинированных занятий, которые могут быть использованы в деятельности дошкольных учреждений.

Педагогические заметки:

Типовое разнообразие интегрированных уроков биологии и химии
В интегрированных уроках используются общие классические типы и формы преподавания. Однако имеются и некоторые отличия. Рассмотрим типы и формы интегрированных уроков. Урок формирования новых знаний Уроки формирования новых знаний конструируются в формах: урок лекция; урок-путешествие; урок-экспеди ...

Проблемы профессиональной ориентации школьников
Проблема ориентации школьников на рабочие профессии имеет несколько аспектов: социально-экономический, психологический, медицинский, педагогический. Во-первых, профориентация является социально-экономической проблемой по своим целям: способствовать рациональному распределению трудовых ресурсов, пов ...

Этапы развития профессионального самосознания и особенности профориентационной работы педагога дополнительного образования
Под профессиональным самосознанием мы подразумеваем систему представлений человека о различных сторонах своей личности в контексте профессиональной деятельности. Разумеется, основной акцент необходимо делать на подростковой и юношеской возрастных группах, но это не значит, что в начальной школе не ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru