Наше исследование посвящено проблеме использования средств искусства в корреционно-развивающем процессе с детьми с нарушениями развития. Актуальность этой проблемы обусловлена следующем: «В последнее время число детей с проблемами развития неустанно растет. Многие родители отдают предпочтение нетрадиционным для системы специального образования учреждениям. В них по-новому организуется коррекционно-педагогическая работа с детьми. Это детские клубы, центры, родительские ассоциации и т.д. И, как правило, группы в них комплектуются разновозрастные и с разными нарушениями развития. Такие группы не могут работать по существующим программам, и требуется разработка новых методик и рекомендаций по организации коррекционно-педагогического процесса в них.
Из работ многих авторов (Е.Ю.Рау, Ю.Б.Некрасовой, О.С.Никольской, Т.Д.Добровольской, О.А.Карабановой, Л.В.Кузнецовой, Е.А.Медведевой и др.) известно, что использование средств искусства в коррекционно-развивающем процессе существенно повышает эффективность работы с детьми с нарушениями развития и может явиться тем объединяющим моментом, который позволит разработать содержание занятий в таких группах.
Итак, актуальность нашей работы обусловлена необходимостью совершенствовать коррекционно-педагогическую работу с детьми, имеющими нарушения развития в новых условиях: детских центрах, клубах, родительских ассоциациях и других нетрадиционных для специального образования учреждениях.
Цель исследования: доказать эффективность использования средств искусства для развития и коррекции эмоционально-познавательной сферы дошкольников с нарушениями развития.
Объект исследования: процесс коррекционно-развивающего обучения с использованием средств искусства в группах дошкольников с разными нарушениями развития.
Предмет исследования: развитие и коррекция познавательно-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста в коррекционно-развивающем процессе с использованием средств искусства.
Гипотеза: мы предполагаем, что в условиях детского центра наиболее эффективным являются занятия комбинированного типа с включением в них арттерапевтических методик. Это применение даст положительные изменения в познавательной и эмоционально-личностной сферах дошкольников с разными нарушениями развития.
В соответствии с целью и предметом исследования были выделены следующие задачи:
Изучить педагогическую и психологическую литературу по проблеме использования средств искусства для формирования и коррекции познавательной деятельности и личности.
Изучить эмоциональные и интеллектуальные особенности дошкольников в условиях детского центра развития.
Апробировать использование театрализованной деятельности, кукольного театра, танцевально-двигательных упражнений, музыки для коррекции познавательной и эмоционально-личностной сферы детей с проблемами развития.
Экспериментально доказать эффективность применения этих методов для развития и коррекции познавательной и эмоционально-личностных сфер дошкольников с разными нарушениями развития.
Практическое значение исследования: материалы данного исследования могут быть использованы в коррекционно-развивающих занятиях комбинированного типа с детьми с разными нарушениями в условиях нетрадиционных для образования учреждениях (детских центрах, клубах, родительских ассоциациях и т.п.).
Научная новизна: апробировать эффективность использования средств искусства в ходе комплексных занятий в условиях учреждений нетрадиционных для специального образования и здравоохранения. Разработано планирование работы педагога-дефектолога и комплекс комбинированных занятий, которые могут быть использованы в деятельности дошкольных учреждений.
Педагогические заметки:
Виды контроля знаний учащихся
Методика контроля как целостная система состоит из разных (по функциям, формам и т.п.) структурных компонентов. Анализ советской и постсоветской педагогической и методической литературы, показывает, что основные направления методики контроля в разных источниках в существенном совпадают, но названия ...
Понятие «воображение» в психолого-педагогической науке
По определению, данному в психологическом словаре, воображение – это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. Я.Л. Коломенски ...
Методики, направленные на определение степени овладения логическими
операциями мышления
Способность выделять существенное Учитель предлагает школьникам ряд слов, в каждом из которых пять даётся в скобках, а одно – перед ними. Ученики должны за 20 секунд исключить из скобок, то есть выделить, два слова, наиболее существенные для слова перед скобками. Сад (растение, садовник, собака, за ...