Из истории использования искусства для обучения и лечения

Страница 1

Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль, как в восстановлении функций организма, так и в формировании духовного мира личности.

Самая древняя притча, связанная с использованием музыки как лечебного средства, представлена в Ветхом Завете. В ней говорится, что Давид, играя на арфе, излечил Саула от нервной депрессии.

Использование разных видов искусства в целях врачевания наблюдалось в Древней Греции, Китае, Индии.

В Древней Греции изобразительное искусство рассматривали как эффективное средство воздействия на человека. В галереях выставляли скульптуры, олицетворявшие благородные человеческие качества («Милосердие», «Справедливость», и. др.). Считалось, что, созерцая прекрасные изваяния, человек впитывает всё лучшие, что они отражают. На профилактическую лечебную силу музыки указывали виднейшие древне греческие философы Пифагор (VI в. до н. э.), Аристотель, Платон (IV в. до н. э.). Они считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего её основные компоненты – мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние.

В Древнем Китае музыка использовалась достаточно широко, в соответствии с правилами традиционной китайской медицины. Лечение душевных и физических расстройств осуществлялось посредством воздействия определенных тонов, звуков музыкальных инструментов на активные биологические точки.

Музыкотерапия широко использовалась и в Древней Индии. Она основывалась на идее единства Вселенной и закона ритма воздействующая на духовную сущность человека.

Выдающийся индийский философ и музыкант Хазрат Инайят Хан, раскрывая механизм взаимодействия ритма и Вселенной, отмечает: «Деревья радостно машут ветвями в ритм с ветром; шум моря, бормотание бриза, свист ветра в скалах, среди холмов и гор, вспышка молний и удар грома, гармония солнца и луны, движение звёзд и планет, цветение растений, падение листа, регулярная смена утра и вечера, дня и ночи – всё это открывает для видящего музыку природы… Младенец отзывается на музыку до того, как научится говорить; он двигает своими ручками и ножками в такт и выражает радость и боль в разных тонах».

Индийская философия утверждает, что отражение спокойствия души и мира может быть осуществлено с помощью музыки. Ни одно искусство не способно так вдохновлять личность как музыка.

В Средние века практика музыкотерапии связано с теорией аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. Устанавливались различные отношения между темпераментом пациента и предпочтение им того или иного характера музыки.

Первые попытки научного осмысления механизма воздействие музыки на организм человека относится к VIII веку, а экспериментальные исследования – к концу IX - началу XX в. Учёные делали попытки подвести физиологический базис под эмпирические факты.

В России интерес к проблеме во взаимосвязи музыки и медицины очевиден. По инициативе В. М. Бехтерева в России в 1913г. был основан комитет, по исследованию музыкально-терапевтических эффектов, в который вошли ряд видных врачей и представители музыкального мира. Специальные исследования С. С. Корсакова, В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. М. Сеченого, И. Р. Тарханова и др. выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную. Важными были выводы о том, что отрицательные эмоции (страх в первую очередь) блокируют функции коры головного мозга, что приводит к потере ориентировки человека в окружающей среде и может стать причиной его смерти. Положительные эмоции от общения с искусством оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному напряжению человека, мобилизируют его резервные силы, обуславливают его творчество во всех областях искусства, науки и всей жизни в целом. Именно эти выводы отечественных учёных легли в основу научного обоснования использования искусства в коррекционной работе с взрослыми пациентами и детьми.

В Европе практика использования изобразительного творчества в лечении больных, имеющих психические расстройства, относится к началу ХХв.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Эффективность практической работы по развитию коммуникативных навыков у младших школьников
Важной частью нашей дипломной работы явилась разработка и проведение педагогического исследования. Нам хотелось получить более точные характеристики изучаемого педагогического явления (развития коммуникативных навыков), изучая его связь с другими явлениями и определить наиболее эффективные условия ...

История проблемы поощрения и наказания в воспитании детей в историческом аспекте
Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. Эти понятия обычно воспринимаются как антиподы. Между тем смысловая гамма этих понятий чрезвычайно широка. Одни из этих значений сильно расходятся, другие же, напротив, весьма сближаются. ...

Его сущность, функции, методы и приёмы проведения
Одним из видов контроля является тематический контроль. Тематический контроль – это вид контроля, который проводится по завершении изучения большой темы. Функции тематического контроля следующие: Ø систематизировать и обобщить материал всей темы; Ø путём повторения и проверки знаний п ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru