Основные цели и задачи артпедагогики и арттерапии

Страница 1

В настоящее время в практике специального образования широко используются такие термины, как «арттерапия» и «артпедагогика». В государственных образовательных стандартах по специальному образованию представлен курс «Основы артпедагогики и арттерапии в специальном образовании».

В чем сходство и различие понятий «артпедагогика» и «арттерапия»? Сходство этих терминов прослеживается только в первой части -арт- «художественное», синоним искусство. Вторая часть определяет различие: терапия – направление медицины, лечебное воздействие; педагогика – область научного знания, наука об обучении, воспитании и развитии, а в специальном образовании – и коррекции. Следовательно, во второй части понятий отражены разные направленность, цели, задачи, технология и содержание.

В переводе – художественная педагогика по отношению к специальному образованию – это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую).

Понятие «артпедагогика» не подменяет более узкий термин «художественное воспитание». Артпедагогика, являясь областью научного знания, позволяет рассматривать в рамках специального образования не только художественное воспитание, но и все компоненты коррекционно-развивающего процесса (развитие, воспитание, обучение и коррекцию) средствами искусства, а также формирование основ художественной культуры ребенка с проблемами.

Сущность артпедагогики состоит в воспитании и обучении, развитии лиц с ограниченными возможностями средствами искусства, формировании у них основ художественной культуры и овладении практическими умениями в разных видах художественной деятельности.

Основные функции артпедагогики:

Культурологическая – обусловленная объективной связью личности с культурой как системой ценностей, развитием человека на основе освоения им художественной культуры, становления ее творцом.

Образовательная – направленная на развитие личности и освоение ребенком действительности посредством искусства, обеспечивающая приобретение знаний в области искусства и практических навыков в художественно-творческой деятельности.

Воспитательная – формирующая нравственно-эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствующая социокультурной ее адаптации с помощью искусства.

Коррекционная – содействующая профилактике, коррекции и компенсации недостатков в развитии.

Основная цель артпедагогики: «Художественное развитие детей с проблемами и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства.

Арттерапия.

Применительно к специальному образованию – синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творчеких (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

Сущность арттерапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъект и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании новых позитивных переживаний, рождении креативных потребностей и способов их удовлетворения.

Арттерапия включает в себя:

Изотерапию.

Лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство и т.д.

Библиотерапию.

Лечебное воздействие чтением.

Имаготерапию.

Лечебное воздействие через образ, театрализацию.

Музыкотерапию.

Лечебное воздействие через восприятие музыки.

Вокалотерапию.

Лечение пением.

Кинезитерапию.

Танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика - лечебное воздействие движениями.

Основные функции арттерапии:

Катарсистическая – очищающая, освобождающая от негативных состояний.

Регулятивная – снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния.

Коммуникативно-рефлексивная – обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самоооценки.

В арттерапии не делается акцент на целенаправленное обучение и, следовательно, овладение навыками и умениями в каком-либо виде художественной деятельности (музыкальном, изобразительном, театрализованно-игровом, художественно-речевом), как в артпедагогике.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Стимулирование трудовых усилий детей родителями
Для формирования добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулирование ребенка. Значительную роль в формировании положительного отношения учащихся к труду играет общественное признание. Это поднимает настроение ребенка, выявляет у него сознательное отношение к необходимости трудит ...

Векторные многоугольники сил в задачах
Основное уравнение динамики материальной точки является математическим выражением второго закона Ньютона и имеет вид: , (2.2.1) где - масса материальной точки, - ее ускорение, - действующая на материальную точку сила (или равнодействующая нескольких сил, определяемая их геометрической суммой). Таки ...

Условия и пути организации творческой деятельности учащихся
«Традиционная система образования озабочена тем, чтобы дать учащимся некоторую сумму знаний. Но сейчас недостаточно заучить наизусть какой-то объем материала. Главной целью обучения должно быть приобретение обобщающей стратегии, нужно учить учиться». Эти слова принадлежат известному советскому псих ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru