Исследование проводилось на базе детского центра развития «Вешняки» ВАО г. Москвы. В исследовании участвовали дошкольники в возрасте 5-6 лет. Всего обследовано 7 детей (4 девочки и 3 мальчика).
Для реализации целей и задач исследования был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов: теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ медицинской документации, результатов психолого-педагогического обследования, наблюдения за детьми в процессе обучения и игровой деятельности; анализ продуктов их творческой деятельности; беседа с родителями; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный); качественный анализ экспериментальных данных.
При проведении психолого-педагогического обследования были применены следующие методики:
1. Диагностика уровня восприятия: «Чего не хватает» (Р. С. Немов), «Какие предметы спрятались в рисунках» (Р.С.Немов).
2. Методики направленные на исследование памяти: «Кривая памяти» (запоминание 10 не связанных между собой слов), Методика опосредованного запоминания (А. Н. Леонтьев).
3. Методика «Найди и вычеркни» для диагностики продуктивности и устойчивости внимания.
4. Исследование мышления по методикам: «Четвертый лишний» (исключение не подходящего к группе предмета); понимание картин с нелепым сюжетом; сравнение несложных понятий; понимание рассказов со скрытым смыслом; последовательность событий (по серии сюжетных картинок).
5. Исследование конструктивного праксиса: складывание фигур из палочек (по подражанию, по образцу, по представлению).
6. Исследование пространственно-временных представлений:
ориентировка в схеме собственного тела и зеркальное отображение.
дифференцирование пространственных понятий: (выше – ниже, дальше – ближе, справа – слева, впереди – сзади, в центре);
целостный образ предмета (складывание разрезных картинок из 3-4-5-6 частей);
дни недели, времена года.
7. При исследовании личности были применены следующие методики:
Фрустрационный тест Розенцвейга;
Тематический апперцептивный тест;
Тематические рисуночные тесты: «Человек», «Семья», «Несуществующее животное»;
Оценочный тест самооценки (по Дембо-Рубинштейну).
Результаты констатирующего эксперимента позволили получить данные относительно особенностей развития познавательной и личностной сферы обследуемых дошкольников и составить характеристику на каждого ребенка в отдельности (см. Приложение1) и на всю группу в целом.
Педагогические заметки:
Результаты исследования по проблеме правового воспитания детей старшего дошкольного
возраста
Цель контрольного эксперимента - выяснить насколько повысился уровень нравственно-правовых представлений, суждений, понятий, изменились отношения детей друг к другу, окружающим людям, их эмоциональное самочувствие, детско-родительские взаимоотношения; определение эффективности усилий, затраченных н ...
Основные мыслительные умения учащихся
Что может и должен ученик делать самостоятельно? Прежде всего он должен уметь получать знания, причем из различных источников, а также самостоятельность ученика выражается в потребности и умении самостоятельно мыслить, способности ориентироваться в новой ситуации, видеть вопрос, задачу и найти подх ...
Методы и формы повышения мотивации
Учащихся без мотивации к обучению просто не существует. Любая познавательная деятельность учащихся наряду с операционными компонентами (знания, умения и навыки) включает и мотивационные (мотив, интерес, отношение). Мотивационные компоненты определяют для учащихся значимость того, что им познаётся и ...