Характеристика контингента и методов исследования

Исследование проводилось на базе детского центра развития «Вешняки» ВАО г. Москвы. В исследовании участвовали дошкольники в возрасте 5-6 лет. Всего обследовано 7 детей (4 девочки и 3 мальчика).

Для реализации целей и задач исследования был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов: теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ медицинской документации, результатов психолого-педагогического обследования, наблюдения за детьми в процессе обучения и игровой деятельности; анализ продуктов их творческой деятельности; беседа с родителями; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный); качественный анализ экспериментальных данных.

При проведении психолого-педагогического обследования были применены следующие методики:

1. Диагностика уровня восприятия: «Чего не хватает» (Р. С. Немов), «Какие предметы спрятались в рисунках» (Р.С.Немов).

2. Методики направленные на исследование памяти: «Кривая памяти» (запоминание 10 не связанных между собой слов), Методика опосредованного запоминания (А. Н. Леонтьев).

3. Методика «Найди и вычеркни» для диагностики продуктивности и устойчивости внимания.

4. Исследование мышления по методикам: «Четвертый лишний» (исключение не подходящего к группе предмета); понимание картин с нелепым сюжетом; сравнение несложных понятий; понимание рассказов со скрытым смыслом; последовательность событий (по серии сюжетных картинок).

5. Исследование конструктивного праксиса: складывание фигур из палочек (по подражанию, по образцу, по представлению).

6. Исследование пространственно-временных представлений:

ориентировка в схеме собственного тела и зеркальное отображение.

дифференцирование пространственных понятий: (выше – ниже, дальше – ближе, справа – слева, впереди – сзади, в центре);

целостный образ предмета (складывание разрезных картинок из 3-4-5-6 частей);

дни недели, времена года.

7. При исследовании личности были применены следующие методики:

Фрустрационный тест Розенцвейга;

Тематический апперцептивный тест;

Тематические рисуночные тесты: «Человек», «Семья», «Несуществующее животное»;

Оценочный тест самооценки (по Дембо-Рубинштейну).

Результаты констатирующего эксперимента позволили получить данные относительно особенностей развития познавательной и личностной сферы обследуемых дошкольников и составить характеристику на каждого ребенка в отдельности (см. Приложение1) и на всю группу в целом.

Педагогические заметки:

Музыкальные способности младенцев. Влияние музыки на развитие ребенка
То, что музыка благотворно действует не только на душу, но и на тело, заметили еще древние. Музыкой лечили нервно-психические болезни, в средние века пытались использовать ее как наркоз. Но все эти эксперименты проводились со взрослыми. Как рассказала доктор медицинских наук, ведущий научный сотруд ...

Содержание экспериментальной работы по эстетическому воспитанию младших школьников с ЗПР
В системе эстетического воспитания младших школьников с ЗПР отдельное место отведено занятиям аппликацией. Она лучше, чем что-либо, совершенствует эстетический вкус и органы чувств, обогащает психику ребенка. Благодаря аппликации у ребенка формируется любовь к природе, способность воспринимать ее к ...

Педагогические условия совершенствования трудового воспитания в современной семье
Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы а также нравственные качества. Содержанием трудового сознания является производственный опыт: п ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru