После проведения диагностики в качестве коррекционной работы, направленной на развитие коммуникативных качеств личности ребёнка дошкольника в нашем исследовании была выбрана театрально- художественная деятельность. Для работы нами также были подобраны ряд программ и методик по театральной деятельности в детском саду.
В своей работе по развитию коммуникативных качеств личности дошкольников в процессе театрально- художественной деятельности мы пользовались методиками и разработками таких авторов как Майя Давыдовна Маханёва, которая разработала серию театрализованных занятий для всех возрастных групп детского сада.
Также мы использовали методические рекомендации Антипиной Е.А., которая разработала ряд коррекционно-развивающих игр, упражнений на развитие пластики и мимики, элементы логоритмики и артикуляционной гимнастики в целостной системе театрализованной деятельности.
Также мы не оставили без внимания программу специальных занятий (этюдов, игр, упражнений) по методике М.И. Чистяковой, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (как его познавательной так и эмоционально- личностной сферы). Такие занятия, прежде всего, показаны детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, вспыльчивым или замкнутым.
Психогимнастика по методике М.И. Чистяковой прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.
Основная программа по которой мы работали - это программа « Арт- фантазия», разработанная Э.Г. Чуриловой .Эта программа не предполагает буквального выполнения, она ориентирует взрослых (воспитателей, учителей, родителей) на создание условий для активизации у ребёнка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его.
Программа «Арт-фантазия» состоит из пяти разделов, работа над которыми продолжается в течение двух лет, т.е. с детьми старшей (5-6 лет) и подготовительной (6-7лет) групп ДОУ.
1-й раздел - «Театральная игра»- направлен не столько на приобретение ребёнком профессиональных умений и навыков. Сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие и специальные театральные игры .
2-й раздел – « Ритмопластика» - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
3-й раздел- «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Педагогические заметки:
Метод коррекции через труд
Прежде чем описывать сам метод коррекции через труд, мы бы хотели описать трудовое воспитание в специальной коррекционной школе VIII вида. Трудовое воспитание детей в специальной коррекционной школе VIII вида. Одной из задач специальной коррекционной школы VIII вида является трудовое воспитание уча ...
Психологическая готовность к школьному обучению детей с нарушениями речи
Переход к начальному обучению обусловлен, прежде всего, неудовлетворительным состоянием здоровья школьников: 80 - 90 % детей 6 - 7 лет, поступающих в первый класс, имеют те или иные отклонения физического здоровья, а 18 - 20 % имеют пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья, одним из к ...
Требования к учебной мастерской
Учебные мастерские следует располагать изолированно от классных помещений (на первом этаже в торцах зданий), с устройством звукопоглощающих капитальных стен и перекрытия второго этажа. Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими. Запрещается организация мастерских в подвальн ...