Проблемы разработки школьных программ по предмету «физическая культура»

Страница 2

Ее значение как компонента дидактической системы, представляющего цель и содержание образования на уровне учебного материала конкретного школьного предмета.

Ее роль в реализации этого содержания, предполагающая запланированные изменения в развитии и подготовленности учащихся под влиянием их взаимоотношений с учителем в рамках установленных программой требований.

Изложенное позволяет выделить в качестве основных функций учебной программы: проецирующую функцию, которая проявляется в тексте программы в полном объеме, но предельно свернутом виде как отражение содержания конкретного учебного предмета;

функцию целеполагания, которая проявляется в двух формах текстового изложения:

а)в описании цели и конкретизирующих ее педагогических задач, решаемых в рамках возможностей учебного предмета;

б)в перечне знаний, умений и личностных качеств учащихся как заданных конечных результатов усвоения ими предполагаемого программами учебного материала;

нормативную функцию, которая проявляется в регламентации задач и содержания учебного предмета с учетом его специфических особенностей и образовательно-воспитательных возможностей, установлении норм учебного времени на изучение предмета в целом, в каждом из классов, разделов и видов учебного материала в годичном цикле обучения, определении количественных норм и требований к качеству усвоения обучающимися знаний и умений, к уровню сформированности их личностных качеств как критериев оценки продуктивности совместного труда учителя и учащихся, наличии в программе некоторых рекомендаций по организации и выбору учителем методов обучения и воспитания;

программирующую функцию, которая проявляется в систематизации программного материала по годам обучения, разделам и темам в соответствии с логикой предмета, принципами обучения и воспитания, возрастными возможностями конкретных контингентов учащихся и перспективой их развития;

контролирующую функцию, которая проявляется в том, что заложенные в программу задачи и нормативные требования при сопоставлении их с реально достигнутыми результатами школьников служат критериями оценки как эффективности учебного труда учеников, так и работы учителя.

Исходя из концепции содержания школьного образования, наиболее общим требованием к созданию учебных программ по разным предметам является разработка их на единых теоретических основах, обеспечивающих, с одной стороны, отражение в каждой из программ и специфических для конкретного предмета задач и содержания образования, и общепедагогических, могущих быть реализованными в рамках его образовательно-воспитательных возможностей, а с другой стороны, отражение всей совокупности учебных программ, цели и содержания школьного образования как целостного явления.

В программах необходимо отражать межпредметные связи как условие обеспечения единства обучения и воспитания, как средство комплексного подхода к системе предметного преподавания, формирование в сознании учащихся представления о целостности реального мира, объективно существующих причинно-следственных зависимостях между предметами и явлениями окружающей действительности.

Функция целеполагания, которая предполагает полноту, конкретность и системность раскрытия в объяснительной записке и программе, связана с целями учебного предмета, конкретизируется в системе общих педагогических задач, решаемых в процессе преподавания предмета.

Полнота содержания программы подразумевает наличие такого количественного и качественного состава учебного материала, которая гарантировала бы возможность реализации специфических функций учебного предмета в рамках необходимого и достаточного, а в общепедагогическом смысле (формирование элементов мировоззрения, нравственных проявлений, ориентационно-ценностного отношения к действительности и др.) - в рамках необходимого и возможного.

Ведущие единицы содержания учебного предмета должны быть представлены в программе наиболее полно. Именно они служат основой определения содержания и классификации вспомогательных единиц учебного материала, являются ориентиром для определения норм учебного времени, отводимого на изучение отдельных тем и разделов программы, предмета в целом, а также для определения критериев оценивания (по количественным и качественным результатам) совместного труда учителя и учащихся.

Программа должна иметь процессуальный характер, задающий общее направление реализации ее содержания и выражающийся в заданной последовательности решения в усложняющихся от класса к классу педагогических задач. В предлагаемой программе - системность изучения ее разделов и тем, в структурировании текста программы (по признаку ведущей функции предмета) - знания и способы деятельности, в том числе, творческой, ориентационно-ценностной; в планируемой динамике изменение личностных качеств учащихся.

Программа должна быть вариативной, что обеспечивается выделением в ней базового и вариативного компонентов содержания, каждый из которых обязателен к реализации.

Однако базовый компонент должен быть представлен таким содержанием и объемом учебного материала, усвоение которого обеспечивает достижение некого стандарта общеобразовательной подготовленности в пределах возможностей предмета, независимо от климатогеографических, социально-экономических, демографических и национальных особенностей региона, типа и условий работы школы, степени материально-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса, индивидуальных особенностей учащихся, профессионального статуса учителя .

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Способы оценки результатов обучения в системе Эльконина-Давыдова
Образовательная система Эльконина-Давыдова предполагает безотметочное оценивание, что означает отказ учителя от всех типов отметок, выставляемых ребенку по результатам выполнения им какого-либо задания, неважно, по пятибалльной или какой-нибудь еще системе. Вместе с тем учитель должен постоянно раб ...

Социально-педагогические условия повышения эффективности патриотического воспитания военнослужащих
Система воспитания патриотизма у военнослужащих функционирует в динамичной социальной среде. Особенность современной социальной среды заключается в том, что в российском обществе она имеет нестабильный, неустоявшийся характер и идеологическую мозаичность. Устойчивая линия социального поведения неда ...

Восприятие художественного объекта
В восприятии художественного объекта участвуют почти все психические процессы личности: ощуще­ние, восприятие, воображение, мышление, воля, эмо­ции и т.д. Именно полифония человеческой пси­хики, которая проявляется в акте взаимодействия личности с искусством наиболее полно открывает богатейшие возм ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru