История развития оценочной системы

Страница 1

В педагогической литературе, да и в повседнев­ном разговоре термины "оценка" и "отметка" часто употребляются как сино­нимы. Хотя они взаимосвязанные, но, все-таки, и как термины, и как поня­тия их необходимо различать. Взаимосвязь состоит в том, что у них общий объект— знания, умения, навыки и развитие учащихся. Кроме того, отметка всегда выражает также оценку знаний, умений и навыков. Различие же их в следующем: оценка всегда предшествует отметке, отметки без оценки не бывает. И в то же время оценка не всегда или, лучше сказать, в большинстве случаев не становится отметкой, не "переводится" в отметку и остается повседневным компонентом и инструментом учебного процес­са. Отметка же как бы "отрывается" от субъекта и объекта оценки, от уче­ника, который ее получает, и от учителя, который ее выставляет. И отметки начинают как бы самостоятельное существование. По ним выводят про­цент успеваемости, средний балл учащихся; отметки имеют известное зна­чение в аттестации той же школы, того же учителя и т.д.

Эта мысль будет более убедительной, если обратиться к истории оценки и отметки.

К 1917 г. в учебных заведениях России (в гимназиях, реальных училищах, духов­ных семинариях, земских и церковно-приходских школах и др.) существовала пятибалльная цифровая система отметок. Она возникла во второй половине XIX в. и стала не только средством оценки знаний, но и инструментом наказания учащихся, отчуждения их от учителей, породила немало негативных сторон во взаимоотношениях самих детей и подростков. И неудивительно, что передовые и прогрессивные учителя подвергали критике эту систему оценивания.

После Октябрьской революции были упразднены все прежние типы школ. В 1918 г. создается единая трудовая школа, в которой труд выступает и как учеб­ный предмет, и как метод учебно-воспитательной работы. В мае 1918 г. было принято решение Наркомпроса РСФСР "Об отмене отметок". Были отменены и экзамены. Вместо балльных отметок вводится своего рода зачет всей группе, бригаде, выполнявшей задание. Бригада отчитывалась не только перед учителем, но и перед всей учебной группой (группой до 1934-1935 учебного года назывался "класс" в современном понимании). Учащиеся коллективно обсуждали отчет бри­гады. Широко практиковались выставки работ учащихся, отражавшие результаты их учебной деятельности. На выставках были и натуральные предметы, и модели, всевозможные таблицы, диаграммы, чертежи, рисунки, которые давали наглядное представление о том, чего достигли ребята, выполнив задание, закончив тему. Перевод из младшей группы в старшую проводили на основании отзыва педаго­гического совета школы об успехах учащихся. Практиковалась также коллектив­ная аттестация учебной группой своих товарищей. Обсуждение было взыскатель­ное, принципиальное; при плохой аттестации кого-либо из товарищей требовали даже оставления его на повторный год обучения в той же группе.

В этом подходе наблюдаются демократические начала в учете и оценке знаний учащихся, характерные для 20-х годов. Между тем обнаружились и изъяны в таком способе учета. При групповой оценке не всегда были ясны учебные успехи каждого отдельного ученика, хотя, как известно, индивидуаль­ные различия здесь никак отрицать нельзя. Родители не имели представления, в чем и в какой мере силен или слаб их ребенок, обучающийся в школе. У многих детей пропадал стимул к усердным занятиям, так как за общими средними (ус­редненными) показателями как бы маскировались усилия или, лучше сказать, личный вклад каждого.

Учителя стихийно (и особенно под влиянием прежних традиций) стали ис­пользовать свои отметки, чаще всего трехбалльные. В связи с этим в сентябре 1935 г. СНК СССР и ЦК ВКП (б) в своем постановлении о школе восстанавлива­ют пятибалльную дифференцированную словесную систему оценок и отметок знаний, умений и навыков учащихся: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "плохо" и "очень плохо" (до этого использовались и некоторые другие отметки, например, "очень хорошо" (ох.), "хорошо" (хор.), "удовлетворительно" (уд.), "не­удовлетворительно" (неуд.)). В виду смысловой неопределенности отметка "удовлетворительно" потом была переименована на "посредственно" (пос). И уже в 1944 г. во всех типах школ вводится вместо словесных цифровая пяти­балльная система отметок: "5" — отлично, "4" — хорошо, "3" — посредственно, "2" — плохо," 1" — очень плохо.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Особенности речевого дыхания у детей с речевой патологией
Речевое дыхание ринолаликов неправильно. Их произношение строится на толчкообразных движениях воздушной струи через нос. Расходуется при этом очень много воздуха и ребенку приходится набирать снова воздух в легкие. Вдох у ринолалика достаточно глубокий и полный, но выдох, в связи с дефектом, очень ...

Методология профориентации
“Под методологией профессиональной ориентации подразумевают учение об основных положениях, структуре и методах исследования научных проблем профориентационного самоопределения и совершенствовании практических методов воздействия на молодежь с целью оптимизации интересов личности и общества в вопрос ...

Социально-психологические особенности сотрудников органов внутренних дел
Практика подтверждает: основательная теоретическая подготовка, широкий кругозор, высокая общая и педагогическая культура руководителей органов и подразделений внутренних дел УВД Калужской области позволяет им успешно решать задачи обучения и воспитания личного состава. Эти задачи руководители ОВД п ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru