Проблемы разработки школьных программ по предмету «физическая культура»

Страница 1

За последние годы в нашей стране перестройка системы образования обусловила постоянный поиск наиболее оптимальных путей построения учебно-воспитательного процесса в сфере физической культуры.

Это связано с постоянно возникающими противоречиями между образовательно-воспитательными возможностями заложенного в учебные программы содержания и растущими требованиями жизни и общества к уровню культуры и образованности подрастающего поколения. Одним из наиболее значимых факторов полноценной реализации любых проявлений личности в выполнении каких-либо социальных функций является состояние здоровья и уровень трудоспособности, приобретаемые в значительной мере при условии вовлечения этой личности в систему рационального организованного физического воспитания.

Наметившиеся тенденции в совершенствовании системы физического образования способствуют тому, что особое значение приобретает проблема эффективности физического воспитания школьников, осуществляемого в рамках учебного предмета «физическая культура» и призванного заложить основы физического образования и разностороннего физического развития детей.

В связи с этим необходима разработка новых учебных программ, отвечающих требованиям жизни и общества по предмету физическая культура.

Успешность реализации функций предмета «физическая культура» впрямую зависит от соответствия учебной программы тем требованиям, которые предъявляются к ней как нормативно-дидактическому документу.

Подобный документ определяет содержание предмета на уровне учебного материала, включаемого в реальный педагогический процесс, а также регламентирует взаимосвязанную деятельность субъекта и объекта (учителя и учащегося) в достижении единой конечной цели.

Главными критериями полноценности программы являются:

полнота отражения цели и содержания учебного предмета «физическая культура» как органической части целостного содержания общего школьного образования;

соответствие цели и содержания возрастным возможностям учащихся, задачам и условиям работы современной общеобразовательной школы;

соответствие содержания программного материала и заложенной в программу нормативной системы возможностям реализации их в условиях конкретных регионов, различающихся климатогеографическими особенностями, национальными и бытовыми традициями, уровнем физического развития и здоровья детей;

соответствие содержания и структуры программы дидактическим нормативам, обоснованным в современной концепции содержания общего среднего образования.

Теоретические предпосылки построения школьных программ по предмету «Физическая культура». Характер и логика исследования обусловили необходимость рассмотрения:

Принципиальных научных требований к построению и содержанию школьных учебных программ в свете концепции содержания общего среднего образования;

Существующих определений понятия «учебная программа» с точки зрения необходимого и достаточного состава существенных признаков;

3. Основных функций учебной программы.

Предметное преподавание в современной общеобразовательной школе обусловливает статус любого школьного предмета как органической части существующей дидактической системы общего среднего образования, поэтому разработка учебных программ не может рассматриваться вне концепции данной системы. В качестве общей методологической основы цели и содержания общего среднего образования концепция обусловлена идеей всестороннего и гармонического развития учащихся. Именно эта идея определяет содержание образования, отражающего потребности общества и обеспечивающего передачу подрастающему поколению определенной части социального опыта как базовой основы достижения всестороннего и гармоничного развития учащихся.

Педагогическая реализация социального заказа выражается, в частности, в текстах учебных программ. Процесс же разработки учебных программ, с одной стороны, регулируется установленными в дидактике нормативами проектировочной деятельности (например, формирование содержания программы с учетом ведущей функции учебного предмета), а с другой стороны, корректируется текущей педагогической действительностью.

Обобщая академические определения сущности понятия «учебная программа» («Словарь иностранных слов», 1966; «Педагогическая энциклопедия», 1968; «Философский словарь», 1981; «Словарь русского языка», 1987) и учитывая представления о данном предмете ряда авторов учебников, учебных пособий и монографий.

Школьная учебная программа - это обязательный для учителя Государственный нормативный документ, воплощающий в себе цель и содержание школьного образования в рамках функциональных возможностей конкретного учебного предмета; определяющий соотношение объемов содержания теоретического и практического учебного материала, логическую последовательность и дозировку по времени его изучения в целом, по годам обучения, разделам и темам; прогнозирующий результаты обучения и воспитания конкретных возрастных контингентов школьников, интегрирующий, программирующий и направляющий деятельность учителя и учащихся на достижение этих результатов в рамках установленного времени; обусловливающий основные требования к методам и организации преподавания предмета. Для понимания сущности и места «учебной программы» в существующей дидактической системе необходимо учитывать ее основные функции. Опираясь на определения понятия «функция» в социальном контексте как «обязанность, круг деятельности», предписанный обществом той или иной социальной системе («Большая советская энциклопедия») и не выходя за рамки современной семантики, под «функциями учебной программы» мы понимаем:

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Характеристика УМК "Школа XXI века" с точки зрения наличия заданий, способствующих развитию речи младших школьников
Рассмотрим особенности построения курса "Русский язык" в учебно – методическом комплексе "Школа XXI века". Родной язык занимает центральное место среди общеобразовательных предметов средней школы. В школьной общеобразовательной системе большинства стран мира изучение родного язы ...

Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на уроках русского языка с помощью наглядных пособий
Умение использовать наглядность принадлежит к умениям, которые могут легко варьироваться по отношению к разным объектам деятельности, т.е. является обобщённым общеучебным умением. Однако обобщённые умения формируются не сами по себе, а одновременно с предметными умениями. В частности на уроках русс ...

Понятие мыслительной деятельности в психолого-педагогической литературе, ее операции
В современной литературе существует достаточно большое число определений мышления. Мышление - психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Емкое и краткое определение мышления как процесса восприятия было дано Юнгом «мышление есть рациональная способн ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru