Система ценностей и ее трансформации в современной России

Информация о педагогике » Профессиональное самоопределение молодежи в современных условиях » Система ценностей и ее трансформации в современной России

Страница 1

Не менее важной проблемой в современной социокультурной ситуации является вопрос о смысле жизни. Очень сложно ответить сегодня на вопрос, чем живет нынешнее поколение. Да и не каждый человек знает, ради чего он живет. Нравственный кризис, о котором заговорили во весь голос относительно недавно - позже, чем о кризисе экономическом, - это не что иное, как ощущение огромным числом людей бессмысленности той жизни, которую им приходится вести, нередко вне доступности какого-либо реального выбора; и невозможность найти в ней позитивный смысл вследствие разрушения старых ценностей и традиций, дискредитации новых и отсутствия культуры мировоззренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу своим неповторимым путём. Этим во многом объясняются и те социальные патологии, которые являются сейчас болью нашего общества - разгул преступности, бессмысленной и жестокой, распространение алкоголизма, рост наркомании, самоубийства. Сколько трагедий могло бы не быть, если бы люди не были так ограничены в своих возможностях - и внешних, и внутренних, -построить свою жизнь разумно и осмысленно, принять на себя ответственность за реализацию смысла своей жизни и воплотить этот смысл в жизнь. Нравственный кризис - кризис смысла, кризис ответственности - это расплата за теорию и практику людей-»винтиков», людей-потребителей, ориентированных на немедленное «удовольствие», «разрядку» любой ценой. В.Франкл говорит, что смыслом жизни не может быть наслаждение, ибо оно есть внутреннее состояние субъекта. По той же логике человек не может стремиться к счастью, он может искать лишь причины для счастья. Борьба за существование и стремление к продолжению рода также оправданы лишь постольку, поскольку сама жизнь уже обладает каким-то независимым от этого смыслом.

Сейчас много говорится о бездуховности современного человека. Для того чтобы обрести и восстановить духовность, предлагают обратиться к культуре, к истории, к религии, различного рода тренингам. Одни предлагают возродить духовное начало в условиях экономического кризиса — недостаточности необходимых материальных условий жизни, следуя принципам аскетизма. Другие видят решение проблем духовного кризиса в том, чтобы накормить и одеть людей. Однако во всех многочисленных вариантах, стратегиях преодоления нравственного, духовного кризиса отсутствует главное — осознание и вскрытие причин его развития в современном обществе. Чтобы следовать моральным принципам, испытывать добрые чувства, человек прежде всего должен быть способен не испытывать злых чувств. Чтобы обогащаться достижениями мировой культуры, он должен достичь хотя бы определенного уровня интеллектуального развития, иметь хотя бы некоторые интеллектуальные интересы. При констатации всеобщего духовного кризиса дефицит определенных, жизненно важных психических, личностных начал человека не только не учитывается, но подчас и игнорируется. А без восстановления этих начал, самых основ, делающих человека человеком в подлинном смысле слова, невозможно восстановление нравственности.

В 90 годы прошлого века один из начальников ФБР в США говорил, что «Россию можно уничтожить через замену ее ценностей на подложные». Не это ли происходит сейчас у нас? Страна, которую боялся весь мир еще каких-то 15 лет назад, теперь не может даже постоять за себя. Мы стоим на краю пропасти. И если русский человек не очнется, то о России будут вспоминать, как сейчас вспоминают и говорят о Древнем Риме.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Векторные треугольники скоростей и перемещений в задачах
Кинематика изучает „геометрию” движения - математическое описание движения без анализа причин, его вызывающих. Другими словами, без выяснения вопроса, почему рассматриваемое движение происходит именно так, а не иначе, устанавливается математическое соотношение между его различными характеристиками, ...

Значение трудового воспитания в развитии ребенка дошкольного возраста
Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие старших дошкольников в труде является действенным фактором взросления, морального и интеллектуального формирования личности, ее физического развития. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба детей, трудовые умения и закалка потребу ...

Информатизация образования: проблемы и перспективы
Успешная информатизация образования порождает ряд социальных проблем . Их нельзя отнести к категории "недостатков", как нельзя назвать недостатком зиму. Зима станет явным недостатком, если у Вас нет дома и теплой одежды. А так, это замечательно красивое время года, и первому снегу мы всег ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru