Система ценностей и ее трансформации в современной России

Информация о педагогике » Профессиональное самоопределение молодежи в современных условиях » Система ценностей и ее трансформации в современной России

Страница 1

Не менее важной проблемой в современной социокультурной ситуации является вопрос о смысле жизни. Очень сложно ответить сегодня на вопрос, чем живет нынешнее поколение. Да и не каждый человек знает, ради чего он живет. Нравственный кризис, о котором заговорили во весь голос относительно недавно - позже, чем о кризисе экономическом, - это не что иное, как ощущение огромным числом людей бессмысленности той жизни, которую им приходится вести, нередко вне доступности какого-либо реального выбора; и невозможность найти в ней позитивный смысл вследствие разрушения старых ценностей и традиций, дискредитации новых и отсутствия культуры мировоззренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу своим неповторимым путём. Этим во многом объясняются и те социальные патологии, которые являются сейчас болью нашего общества - разгул преступности, бессмысленной и жестокой, распространение алкоголизма, рост наркомании, самоубийства. Сколько трагедий могло бы не быть, если бы люди не были так ограничены в своих возможностях - и внешних, и внутренних, -построить свою жизнь разумно и осмысленно, принять на себя ответственность за реализацию смысла своей жизни и воплотить этот смысл в жизнь. Нравственный кризис - кризис смысла, кризис ответственности - это расплата за теорию и практику людей-»винтиков», людей-потребителей, ориентированных на немедленное «удовольствие», «разрядку» любой ценой. В.Франкл говорит, что смыслом жизни не может быть наслаждение, ибо оно есть внутреннее состояние субъекта. По той же логике человек не может стремиться к счастью, он может искать лишь причины для счастья. Борьба за существование и стремление к продолжению рода также оправданы лишь постольку, поскольку сама жизнь уже обладает каким-то независимым от этого смыслом.

Сейчас много говорится о бездуховности современного человека. Для того чтобы обрести и восстановить духовность, предлагают обратиться к культуре, к истории, к религии, различного рода тренингам. Одни предлагают возродить духовное начало в условиях экономического кризиса — недостаточности необходимых материальных условий жизни, следуя принципам аскетизма. Другие видят решение проблем духовного кризиса в том, чтобы накормить и одеть людей. Однако во всех многочисленных вариантах, стратегиях преодоления нравственного, духовного кризиса отсутствует главное — осознание и вскрытие причин его развития в современном обществе. Чтобы следовать моральным принципам, испытывать добрые чувства, человек прежде всего должен быть способен не испытывать злых чувств. Чтобы обогащаться достижениями мировой культуры, он должен достичь хотя бы определенного уровня интеллектуального развития, иметь хотя бы некоторые интеллектуальные интересы. При констатации всеобщего духовного кризиса дефицит определенных, жизненно важных психических, личностных начал человека не только не учитывается, но подчас и игнорируется. А без восстановления этих начал, самых основ, делающих человека человеком в подлинном смысле слова, невозможно восстановление нравственности.

В 90 годы прошлого века один из начальников ФБР в США говорил, что «Россию можно уничтожить через замену ее ценностей на подложные». Не это ли происходит сейчас у нас? Страна, которую боялся весь мир еще каких-то 15 лет назад, теперь не может даже постоять за себя. Мы стоим на краю пропасти. И если русский человек не очнется, то о России будут вспоминать, как сейчас вспоминают и говорят о Древнем Риме.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Метод коррекции через труд
Прежде чем описывать сам метод коррекции через труд, мы бы хотели описать трудовое воспитание в специальной коррекционной школе VIII вида. Трудовое воспитание детей в специальной коррекционной школе VIII вида. Одной из задач специальной коррекционной школы VIII вида является трудовое воспитание уча ...

Опыт организации молодежного досуга в России
Экономические и социальные изменения в 90-е годы затронули практически все сферы жизни российского общества в целом и каждую их его социальных страт. До конца 1980-х годов государство однозначно предопределяло не только идеологию, но и репертуар всех учреждений художественного воспитания, театров, ...

Роль и задачи реформирования системы школьного образования в современном обществе
Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность твор ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru