Развитие познавательных способностей средствами математического образования в школе первой ступени

Информация о педагогике » Развитие познавательных способностей средствами математического образования в школе первой ступени

Страница 1

На современном этапе развития начальное образование ориентировано на тезис активности ребенка в процессе обучения. В этом состоит один из важнейших направлений развития общеобразовательной школы, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающихся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности.

Все малыши хотят учиться. Они любознательны, всюду снуют свой нос, тянутся ко всему новому, необычному, обожают учителя, радуются учению, хотя еще толком не знают, что это такое.

Проходит время – и куда что подевалось. Потухли глаза, реже тянутся ручонки, на лице безразличие, скука. Как сделать, чтобы детям было интересно в школе? Как сохранить у детей жажду знаний?

Хочу поделиться своим опытом, как можно увлекательно, в интересной форме вовлечь учащихся младших классов в образовательный процесс.

В развивающем курсе начальной математики, основной целью которого является формирование приемов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания, последовательность предлагаемых заданий существенно изменяется. Сначала это частично – поисковые, творческие задания. Процесс их выполнения может быть связан с догадкой, опирающейся на опыт ребенка, или на ранее усвоенные знания, умения и навыки с обсуждением различных возможных способов действий, с организацией целенаправленного наблюдения, позволяющего включить в активную познавательную деятельность всех учащихся.

Поэтому обучение своих учеников в 1 классе начала по учебникам «Математика» Н.Б. Истоминой УМК «Гармония». Выбор данной программы сделан не случайно. В данном курсе задания составлены с учетом разных уровней усвоения знаний, что дает варьировать индивидуальную нагрузку, обеспечивая развитие всех учащихся. Программа является открытой, что позволяет учителю проявить творческий характер к построению урока в русле данной концепции.

Для того, чтобы удержать интерес учащихся к учебному труду, провожу нестандартные уроки: урок – путешествие, урок – соревнование, урок – игра, урок – сказка и т.д.

В данной работе представляю следующие разработки уроков:

1 класс – « Сложение и вычитание чисел в пределах 10» (урок – сказка).

2 класс – « Табличное умножение и деление» (урок – игра).

3 класс – « действия с многозначными числами» (урок – соревнование).

4 класс – « деление с остатком» (урок – путешествие).

При составлении уроков учитывала следующие особенности:

1) математика – это интересная интеллектуальная игра со своими правилами, которые ребенок должен сам открыть, чтобы их принять;

2) каждый ребенок должен заниматься математикой, необходимы только правильный выбор уровня трудности задания и поощрение учителя;

3) необходима определенная интеллектуальная база у каждого ребенка для успешного изучения математики, которая развивается при выполнении заданий с использованием разнообразных приемов мыслительной деятельности таких. Как сравнение, классификация, обобщение и т.д.

При построении уроков следует помнить, что смена видов деятельности каждые 3 – 5мин.; введение нового материала начинается на 10 – 12 мин.; динамические паузы обязательны; домашние задания даются творческого характера или выполняются по выбору.

Главным средством организации учебной деятельности являются учебные задания, дополнительные – средства наглядности, занимательный материал, дидактические игры и т.д.

Для обратной связи использую сигнализаторы, график самооценки. Индивидуальные карточки, опрос.

На этапе подведения итогов урока дети участвуют в оценочно – рефлексивной деятельности.

Проработав четыре года по учебникам «Математика» Н.Б. Истоминой, пришла к выводу, что в данном курсе нашли отражение не только современные методы обучения, но и система продуктивных заданий, с которыми интересно работать как учителю, так и детям. Да и кто сказал, что занятия математикой – а тем более с малышами! – непременно должны быть строгими, скучными и сводиться лишь к овладению вычислительными навыками. Пусть уроки станут царством смекалки, фантазии, игры, творчества.

Результаты обучения получились следующие: 1класс – усвоили программу все, 2 класс – качество знаний составляет – 80%, 3 класс – 75%, 4 класс – 70%, 5 класс ( первая четверть) – 64 %. Данные стабильны, это говорит о том, что дети программу начального курса по математике усвоили и успешно продолжают учебу в пятом классе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Работа учащихся с атласом, картой и с иллюстрациями и текстами учебника
Одну из важнейших ролей преподавания истории и развития мыслительной деятельности, играют такие пособия как атлас и карта. Исторические атласы и карты содержат большое количество разнообразных сведений, такие как возникновение государств, изменение их территорий, разные формы зависимости государств ...

Принципы воспитания: персонификация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация
Принципы воспитательного процесса (принципы воспита­ния) — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, рассмотре ...

Объяснительно-иллюстративное, программированное и проблемное обучение
В современной отечественной дидактике употребляется термин "виды обучения", который чаще всего обозначает взгляд на характер взаимодействия в обучении учите ля и учеников. Понимание этого взаимодействия опирает­ся на дидактические теории о сущности обучения, поэто­му термин "виды обу ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru