Понятия воспитательное пространство и воспитательная система

Информация о педагогике » Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи » Понятия воспитательное пространство и воспитательная система

Страница 1

Социальное пространство воспитательного процесса. Любое явление жизни разворачивается в пространстве, и для каждого свершения существует свое соответствую­щее пространство.

Воспитательный процесс как социально-психоло­гический феномен конструируется, располагается и разви­вается во вполне определенном социуме, имеющем свои пространственные рамки.

В свою очередь, социум размещается в географическом пространстве, которое обладает большим влиянием на физи­ческое, психическое самочувствие людей, а это значит, говоря о социальном пространстве, нельзя забывать и о про­странстве вообще как некоторой протяженности предметов.

Практика школьного воспитания свободно использует специфические характеристики природного пространства: у детей, живущих около моря, школьная жизнь связана с морским бытием — дети событуют с морем; школьники, родившиеся в степи, имеют несколько отличное содержа­ние жизни: они живут в степи, взаимодействуют со сте­пью, осваивают, усваивают и присваивают степь как жиз­ненно значимое; городские дети, подрастающие в камен­ных мешках современной архитектуры, воспринимают мир через призму урбанизации и имеют отличное от ре­бенка, живущего на лоне природы, самочувствие.

Социальное пространство — это протяженность соци­альных отношений, ежедневно разворачивающихся перед ребенком либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в определенном образе вещей, интерьера, архитек­турного ансамбля, транспорта, аппаратов и прочего.

Многоцветность социальных отношений содержит в себе опыт исторический, зафиксированный в традициях, материальных ценностях, искусстве, морали, науке; вклю­чает в себя достижения общечеловеческой культуры, от­раженной в формах поведения, одеждах, достижениях ци­вилизации, произведениях индивидуального творчества, стиле жизни; хранит в себе реальный разворот склады­вающихся в настоящем новых отношении. И весь этот пе­релив социальных отношений данного — важного для растущей и входящей в мир личности момента создает со­циальную ситуацию развития ребенка. Для каждого ребен­ка она, эта ситуация развития, имеет свой индивидуаль­ный вариант, содержа в себе в своем особом сочетании общечеловеческий, культурологический, исторический, национальный, семейный, групповой элементы, и разво­рачивается перед ребенком как микросреда, а для самого ребенка как единственно возможная и единственно су­ществующая среда, как характеристика жизни, в которую он входит.

Воспитательная система. Многие ученые, как у нас, так и за рубежом, пришли к выводу, что воспитание — особая сфера и не может рассматриваться в качестве дополнения к обу­чению и образованию. Представление воспитания как части струк­туры образования принижает его роль и не соответствует реалиям социальной практики духовной жизни. Задачи обучения и образо­вания не могут быть эффективно решены без выхода педагога в сферу воспитания. В этой связи современная школа рассматрива­ется как сложная система, в которой воспитание и обучение вы­ступают в качестве важнейших составляющих элементов ее педа­гогической системы.

Педагогическая система школы — целенаправленная, самоор­ганизующаяся система, в которой основной целью выступает вклю­чение подрастающих поколений в жизнь общества, их развитие как творческих, активных личностей, осваивающих культуру об­щества. Эта цель реализуется на всех этапах функционирования педагогической системы школы, в ее дидактической и воспита­тельной подсистемах, а также в сфере профессионального и сво­бодного общения всех участников образовательного процесса.

Теоретическая концепция реализуется в трех взаимосвязанных, взаимопроникающих, взаимозависимых подсистемах: воспитатель­ной, дидактической и общения, которые, развиваясь, оказывают в свою очередь влияние на теоретическую концепцию. Педагогическое общение как способ взаимодействия педагогов и воспитанников выступает связующим компонентом педагогической си­стемы школы. Такая роль общения в структуре педагогической системы обусловлена тем, что ее эффективность зависит от отношений, которые складываются между взрослыми и детьми (отношения сотрудничества и гуманизма, общей заботы и доверии, внимания к каждому) в ходе совместной деятельности.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Патриотизм как профессиональное качество военнослужащих
Для более глубокого понимания взаимодействия компонентов данной системы необходимо исследовать феномен патриотизма, представляющий собой системно-комплексное качество личности, имеющее сложную структуру. Как уже отмечалось, патриотизм законодательно закреплен для военнослужащих как необходимое проф ...

Наглядность как средство развития познавательного интереса
Наглядность как один из важнейших дидактических принципов разрабатывается и реализуется в теории и практике преподавания русского языка на всех этапах развития школьного образования. Основным способом его реализации является использование средств наглядности в учебном процессе. Наглядные материалы ...

Общая характеристика эмоций
Все с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение. Одни объекты и явления вызывают у нас симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие – безразличие. Даже те отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем чере ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru