Система ценностей и ее трансформации в современной России

Информация о педагогике » Профессиональное самоопределение молодежи в современных условиях » Система ценностей и ее трансформации в современной России

Страница 2

По мнению Б.С.Братуся, человек сейчас находится в состоянии, которое очень сложно опредметить, то есть человек знает, что чего-то хочет, но не знает чего, а среди имеющегося не может подобрать нужного, поэтому идет процесс подбора нужной модели.

Если взрослые не отдают отчета в том, что сейчас происходит, то вправе ли мы что-то спрашивать с детей?

Считается, что ценности, доминирующие в обществе, являются главным элементом культуры, причем целостные приоритеты индивидов реализуются в основных целях поведения, а опыт повседневной жизни - в меняющихся условиях, которые и влияют на личность и изменения в обществе. Таким образом, через анализ ценностей можно увидеть изменения, происходящие в культуре личности в ответ на исторические и социальные перемены.

Нами было проведено исследование, в котором осуществлялся сопоставительный анализ ценностей современной молодежи и молодежи 70-х годов прошлого века. В качестве респондентов выступили старшие школьники (старший подростковый - ранний юношеский возраст) и взрослые 40 - 45 лет, чье взросление происходило в советский период (70-е годы). Респондентам был предложен ряд методик (тест Рокича, «Четыре вопроса» Н.Я.Болынуновой, МавМев! и др.), направленных на выявление системы значимых для человека ценностей. Причем взрослым дополнительно давалось задание ответить на вопросы предлагаемых методик так, как они, предположительно, ответили на них в 14 - 16 лет.

При использовании методики Рокича стандартный список терминальных ценностей был дополнен следующими: богатство, материальная обеспеченность, экономическая независимость, предприимчивость. Анализ данных позволил установить влияние новых социально-экономических и социокультурных условий на изменение характера ценностей индивида. Установлено, что в иерархии ценностей современной молодежи доминируют такие, как здоровье, семья, материальная обеспеченность, любовь, свобода, уверенность в себе, друзья. Среди средств достижения жизненных целей ведущими являются твердая воля, честность, независимость, предприимчивость, самоконтроль, образование. Эти данные свидетельствуют о появлении нового типа личности, характеризующейся индивидуалистической ориентацией на личностные и экономические ценности.

Сравнение с данными опросов, проводимых в 70-х годах прошлого века, позволяет утверждать, что изменения выразились, прежде всего, в усилении ориентации на себя (волевые качества, рациональность в поведении, стремление действовать самостоятельно) и снижении роли и значимости качеств, важных в контактах с другими людьми: чуткость, уважение, умение выслушать, понять.

Можно сказать, что в ряду ценностей современной молодежи наблюдаются серьезные изменения, затрагивающие ключевые основы русского национального характера. Если сопоставить ретроспективно выделяемые ценности (взрослая выборка) и ценности, указываемые современными старшеклассниками, то можно обнаружить тенденцию, выявленную ранее: молодые отвергают прежние ценности: коллективизм, уважение традиций, равенство. Значимой ценностью не является также творчество, уникальность, изобретательность, неповторимость. Есть основания ожидать, что изменение ценностей может повлечь за собой и изменение политики, которая будет опираться на то, что востребовано массовой культурой. Значит, все большее значение в жизни будут иметь деньги и власть, которую они будут давать, значит, мир станет более жестким и жестоким. Что касается ценностей культуры и человека, то их значимость, видимо, будет падать. Будет происходить психологическая адаптация к миру конкуренции.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Проектирования урока в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Чтобы создать проект урока, учителю нужно: 1) определить результат урока в виде формируемой детской способности (дети должны открыть для себя новый способ действий; обнаружить, что они умеют работать каким-то способом, и осмыслить, когда и как они его применяют; научиться работать каким-то способом ...

Современные факторы, влияющие на эффективность системы воспитания патриотизма
В Большой Советской Энциклопедии понятие "фактор" определяется как "причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер, или отдельные черты" (нем. Faktor, от лат. Factor - делающий, производящий). Факторы, влияющие на воспитание, понимаются как обстоятельства ...

Значение педагогического творчества И.Г. Песталоцци
И.Г. Песталоцци по праву можно назвать основателем подлинно народной школы. Исходя из выдвинутых им теоретических положений, он обосновал методику обучения родному языку, считая, что речь нужно развивать планомерно и последовательно, одновременно обогащая представления детей об окружающем мире. И.Г ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru