Система ценностей и ее трансформации в современной России

Информация о педагогике » Профессиональное самоопределение молодежи в современных условиях » Система ценностей и ее трансформации в современной России

Страница 2

По мнению Б.С.Братуся, человек сейчас находится в состоянии, которое очень сложно опредметить, то есть человек знает, что чего-то хочет, но не знает чего, а среди имеющегося не может подобрать нужного, поэтому идет процесс подбора нужной модели.

Если взрослые не отдают отчета в том, что сейчас происходит, то вправе ли мы что-то спрашивать с детей?

Считается, что ценности, доминирующие в обществе, являются главным элементом культуры, причем целостные приоритеты индивидов реализуются в основных целях поведения, а опыт повседневной жизни - в меняющихся условиях, которые и влияют на личность и изменения в обществе. Таким образом, через анализ ценностей можно увидеть изменения, происходящие в культуре личности в ответ на исторические и социальные перемены.

Нами было проведено исследование, в котором осуществлялся сопоставительный анализ ценностей современной молодежи и молодежи 70-х годов прошлого века. В качестве респондентов выступили старшие школьники (старший подростковый - ранний юношеский возраст) и взрослые 40 - 45 лет, чье взросление происходило в советский период (70-е годы). Респондентам был предложен ряд методик (тест Рокича, «Четыре вопроса» Н.Я.Болынуновой, МавМев! и др.), направленных на выявление системы значимых для человека ценностей. Причем взрослым дополнительно давалось задание ответить на вопросы предлагаемых методик так, как они, предположительно, ответили на них в 14 - 16 лет.

При использовании методики Рокича стандартный список терминальных ценностей был дополнен следующими: богатство, материальная обеспеченность, экономическая независимость, предприимчивость. Анализ данных позволил установить влияние новых социально-экономических и социокультурных условий на изменение характера ценностей индивида. Установлено, что в иерархии ценностей современной молодежи доминируют такие, как здоровье, семья, материальная обеспеченность, любовь, свобода, уверенность в себе, друзья. Среди средств достижения жизненных целей ведущими являются твердая воля, честность, независимость, предприимчивость, самоконтроль, образование. Эти данные свидетельствуют о появлении нового типа личности, характеризующейся индивидуалистической ориентацией на личностные и экономические ценности.

Сравнение с данными опросов, проводимых в 70-х годах прошлого века, позволяет утверждать, что изменения выразились, прежде всего, в усилении ориентации на себя (волевые качества, рациональность в поведении, стремление действовать самостоятельно) и снижении роли и значимости качеств, важных в контактах с другими людьми: чуткость, уважение, умение выслушать, понять.

Можно сказать, что в ряду ценностей современной молодежи наблюдаются серьезные изменения, затрагивающие ключевые основы русского национального характера. Если сопоставить ретроспективно выделяемые ценности (взрослая выборка) и ценности, указываемые современными старшеклассниками, то можно обнаружить тенденцию, выявленную ранее: молодые отвергают прежние ценности: коллективизм, уважение традиций, равенство. Значимой ценностью не является также творчество, уникальность, изобретательность, неповторимость. Есть основания ожидать, что изменение ценностей может повлечь за собой и изменение политики, которая будет опираться на то, что востребовано массовой культурой. Значит, все большее значение в жизни будут иметь деньги и власть, которую они будут давать, значит, мир станет более жестким и жестоким. Что касается ценностей культуры и человека, то их значимость, видимо, будет падать. Будет происходить психологическая адаптация к миру конкуренции.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Развитие речи дошкольников в игровой деятельности
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая иницативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведуще ...

Система методов воспитания в целостном педагогическом процессе
Понятие о методах воспитания. В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, за дачи ...

Раннее развитие музыкальных способностей детей до года
Самый первый и самый совершенный музыкальный инструмент, с которым знакомятся дети, - это мамин голос, нежно напевающий колыбельную. Однако было бы ошибкой думать, что едва родившемуся крохе недоступна другая, более сложная музыка. К моменту рождения ребенок имеет не только сформированный, но и дос ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru