Педагогический подход к творческому студенческому коллективу – основа процесса его формирования и развития

Страница 7

Огромное значение для полноценного функционирования творческого студенческого коллектива принадлежит климату и атмосфере коллектива.

В педагогике и психологии существует научная трактовка понятия климат, но с иным содержанием этого термина. В творческой деятельности принято употреблять понятие атмосфера, в этом случае эти два понятия, не зависимо от аналогичного названия наполняются другим содержанием – не физического порядка, а духовного. Как климат и атмосфера неразрывно связаны в природе, так социально психологический климат неразрывно связан с творческой атмосферой.

Многие типологии социально-психологического климата весьма статичны, они фиксируют лишь отдельные его состояния и не поясняют, каким образом эти состояния перманентно сменяют друг друга. С развитием группы расширяется и зона социально-психологического климата в ней, усложняется его структура.

Имеет смысл говорить об определенных этапах, фазах развития социально-психологического климата коллектива.

Между «творческой атмосферой» и социально-психологическим климатом можно провести параллель, т.к. общее «настроение» ситуации, её психологическое содержание, возникает из эмоционального отношения к ситуации, происходящему, к другим в целом, все это является атмосферой.

«Жизнь полна атмосфер, мы не живём в пустом пространстве», – утверждал Михаил Чехов.

Роль руководителя в формировании (атмосферы) социально-психологического климата в творческом коллективе, напрямую связана с педагогической деятельностью, так как межличностные отношения общения и ролевые отношения деятельности в их органическом социо-персоналистском синтезе – это не спонтанный, не стихийный, а регулируемый, управляемый процесс взаимоотношения индивидов с социальной средой обитания.

Выделяется ряд необходимых для руководителя качеств, позволяющих ему довольно длительное время "управлять" групповой динамикой в условиях гиперустойчивой ситуации:

а) Руководитель должен быть своим человеком в коллективе.

б) Руководитель должен легко приспосабливаться к изменениям ситуации. Он должен создавать и поддерживать моральный дух коллектива, а для этого постоянно указывать на цели коллектива, предвидеть опасность, даже если ее нет, изыскивать ее, уметь найти «козла отпущения», а если его нет, то взять на себя эту роль, чтобы сплотить актёрскую труппу.

в) Руководитель должен быть хорошим администратором или иметь хороших помощников. Отсюда известный афоризм: "Ничего не делай сам, если есть хороший зам".

г) Руководитель должен понимать и чувствовать своих последователей, их установки, цели, идеалы и т.д.

д) Руководитель должен учитывать личные интересы последователей, должен быть в состоянии их награждать и наказывать, но делать это, учитывая мнения коллектива о так называемой "справедливости".

Таким образом, использование вышеперечисленных принципов воспитания обуславливают педагогический подход к творческому студенческому коллективу.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Педагогические заметки:

Роль и место чтения в обучении иностранным языкам.Чтение как средство обучения
Чтение является и целью, и средством обучения ино­странному языку. В учебном процессе следует четко раз­личать эти его две функции, так как она определяют мето­дическую организацию всей работы. Чтение как цель обучения. Овладение учащимися уме­нием читать на иностранном языке является одной из прак ...

Организация проведения занятий в малокомплектном детском саду
Решение образовательно-воспитательных задач в соответствии с требованиями "Программы воспитания в детском саду" и с учетом особенностей обучения детей разного возраста изобразительной деятельностью в смешанной группе осуществляется главным образом в форме занятий трех типов [1, с.102]: 1) ...

Психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста
Все исследователи, изучающие проблему развития связной речи, обращаются к характеристике, которую дал ей С.Л.Рубинштейн. Именно ему принадлежит определение ситуативной и контекстной речи. Рубинштейн отмечал, что для говорящего всякая речь, передающая его мысль или желание, является связной речью (в ...

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru