Огромное значение для полноценного функционирования творческого студенческого коллектива принадлежит климату и атмосфере коллектива.
В педагогике и психологии существует научная трактовка понятия климат, но с иным содержанием этого термина. В творческой деятельности принято употреблять понятие атмосфера, в этом случае эти два понятия, не зависимо от аналогичного названия наполняются другим содержанием – не физического порядка, а духовного. Как климат и атмосфера неразрывно связаны в природе, так социально психологический климат неразрывно связан с творческой атмосферой.
Многие типологии социально-психологического климата весьма статичны, они фиксируют лишь отдельные его состояния и не поясняют, каким образом эти состояния перманентно сменяют друг друга. С развитием группы расширяется и зона социально-психологического климата в ней, усложняется его структура.
Имеет смысл говорить об определенных этапах, фазах развития социально-психологического климата коллектива.
Между «творческой атмосферой» и социально-психологическим климатом можно провести параллель, т.к. общее «настроение» ситуации, её психологическое содержание, возникает из эмоционального отношения к ситуации, происходящему, к другим в целом, все это является атмосферой.
«Жизнь полна атмосфер, мы не живём в пустом пространстве», – утверждал Михаил Чехов.
Роль руководителя в формировании (атмосферы) социально-психологического климата в творческом коллективе, напрямую связана с педагогической деятельностью, так как межличностные отношения общения и ролевые отношения деятельности в их органическом социо-персоналистском синтезе – это не спонтанный, не стихийный, а регулируемый, управляемый процесс взаимоотношения индивидов с социальной средой обитания.
Выделяется ряд необходимых для руководителя качеств, позволяющих ему довольно длительное время "управлять" групповой динамикой в условиях гиперустойчивой ситуации:
а) Руководитель должен быть своим человеком в коллективе.
б) Руководитель должен легко приспосабливаться к изменениям ситуации. Он должен создавать и поддерживать моральный дух коллектива, а для этого постоянно указывать на цели коллектива, предвидеть опасность, даже если ее нет, изыскивать ее, уметь найти «козла отпущения», а если его нет, то взять на себя эту роль, чтобы сплотить актёрскую труппу.
в) Руководитель должен быть хорошим администратором или иметь хороших помощников. Отсюда известный афоризм: "Ничего не делай сам, если есть хороший зам".
г) Руководитель должен понимать и чувствовать своих последователей, их установки, цели, идеалы и т.д.
д) Руководитель должен учитывать личные интересы последователей, должен быть в состоянии их награждать и наказывать, но делать это, учитывая мнения коллектива о так называемой "справедливости".
Таким образом, использование вышеперечисленных принципов воспитания обуславливают педагогический подход к творческому студенческому коллективу.
Педагогические заметки:
Традиционный способ решения задач кинематики и динамики
в школьном курсе физики
Векторная запись многих уравнений физики более полно отображает соответствующие процессы и является более простой и компактной, поэтому она нашла свое применение в современном школьном курсе механики (пример тому - векторная форма записи законов и формул динамики). Векторная форма уравнений в сочет ...
Методы, приёмы и формы организации контроля знаний учащихся
При контроле используются многие методы и методики. Наряду с традиционными методами контроля, проверки, оценки, учета знаний и умений, применяются тестирование обученности и воспитанности школьников, исследование потенциальных возможностей учеников (это свойство называют обучаемостью
), проектиро ...
Анализ требований образовательных программ по воспитанию
детей в сюжетно-ролевых играх
Сюжетно-ролевая игра в педагогическом процессе дошкольного учреждения занимает важное место. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руковод ...