Огромное значение для полноценного функционирования творческого студенческого коллектива принадлежит климату и атмосфере коллектива.
В педагогике и психологии существует научная трактовка понятия климат, но с иным содержанием этого термина. В творческой деятельности принято употреблять понятие атмосфера, в этом случае эти два понятия, не зависимо от аналогичного названия наполняются другим содержанием – не физического порядка, а духовного. Как климат и атмосфера неразрывно связаны в природе, так социально психологический климат неразрывно связан с творческой атмосферой.
Многие типологии социально-психологического климата весьма статичны, они фиксируют лишь отдельные его состояния и не поясняют, каким образом эти состояния перманентно сменяют друг друга. С развитием группы расширяется и зона социально-психологического климата в ней, усложняется его структура.
Имеет смысл говорить об определенных этапах, фазах развития социально-психологического климата коллектива.
Между «творческой атмосферой» и социально-психологическим климатом можно провести параллель, т.к. общее «настроение» ситуации, её психологическое содержание, возникает из эмоционального отношения к ситуации, происходящему, к другим в целом, все это является атмосферой.
«Жизнь полна атмосфер, мы не живём в пустом пространстве», – утверждал Михаил Чехов.
Роль руководителя в формировании (атмосферы) социально-психологического климата в творческом коллективе, напрямую связана с педагогической деятельностью, так как межличностные отношения общения и ролевые отношения деятельности в их органическом социо-персоналистском синтезе – это не спонтанный, не стихийный, а регулируемый, управляемый процесс взаимоотношения индивидов с социальной средой обитания.
Выделяется ряд необходимых для руководителя качеств, позволяющих ему довольно длительное время "управлять" групповой динамикой в условиях гиперустойчивой ситуации:
а) Руководитель должен быть своим человеком в коллективе.
б) Руководитель должен легко приспосабливаться к изменениям ситуации. Он должен создавать и поддерживать моральный дух коллектива, а для этого постоянно указывать на цели коллектива, предвидеть опасность, даже если ее нет, изыскивать ее, уметь найти «козла отпущения», а если его нет, то взять на себя эту роль, чтобы сплотить актёрскую труппу.
в) Руководитель должен быть хорошим администратором или иметь хороших помощников. Отсюда известный афоризм: "Ничего не делай сам, если есть хороший зам".
г) Руководитель должен понимать и чувствовать своих последователей, их установки, цели, идеалы и т.д.
д) Руководитель должен учитывать личные интересы последователей, должен быть в состоянии их награждать и наказывать, но делать это, учитывая мнения коллектива о так называемой "справедливости".
Таким образом, использование вышеперечисленных принципов воспитания обуславливают педагогический подход к творческому студенческому коллективу.
Педагогические заметки:
Роль и место чтения в обучении иностранным языкам.Чтение как средство
обучения
Чтение является и целью, и средством обучения иностранному языку. В учебном процессе следует четко различать эти его две функции, так как она определяют методическую организацию всей работы. Чтение как цель обучения. Овладение учащимися умением читать на иностранном языке является одной из прак ...
Организация проведения занятий в малокомплектном детском
саду
Решение образовательно-воспитательных задач в соответствии с требованиями "Программы воспитания в детском саду" и с
учетом особенностей обучения детей разного возраста изобразительной деятельностью в смешанной группе осуществляется главным образом в форме занятий трех типов [1, с.102]: 1) ...
Психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста
Все исследователи, изучающие проблему развития связной речи, обращаются к характеристике, которую дал ей С.Л.Рубинштейн. Именно ему принадлежит определение ситуативной и контекстной речи. Рубинштейн отмечал, что для говорящего всякая речь, передающая его мысль или желание, является связной речью (в ...