Общие интересы + коллективные поиск и творчество + взаимообогащающее общение + совместное решение значимых задач и переживание успехов + заинтересованность в продолжении поиска и творчества – таковы механизмы творческого коллектива как структурно-функциональной основы педагогики творчества.
Работа педагогов-организаторов творческих студенческих коллективов идет как в направлении обеспечения личностного роста студентов, так и в направлении формирования творческого коллектива. Первое подразумевает закрепление потребности в творчестве, развитие новаторской позиции, побуждающей к интеграции со сверстниками. Второе ведет к переходу от спонтанных объединений по интересам к стабильным коллективам, сплоченным значимой творческой деятельностью. С точки зрения педагогики творчества творческие коллективы могут формироваться только естественным путем, когда его участники свободны в выборе деятельности. В то же время творческие коллективы так или иначе должны участвовать в реализации социально значимых проектов. Важно добиться осознания студентами общественной значимости творчества, необходимости работы над собой, сотрудничества со сверстниками. Сумма полезных знаний о творчестве должна дополняться практикой творческого коллектива, концертами, экскурсиями, встречами, презентациями.
В условиях творческих коллективов имеет место особая восприимчивость студентов к педагогическим воздействиям, они быстро переходят от репродукционных, подражательных практик к сотворчеству и самостоятельному творчеству в избранном виде деятельности. Как по лестнице поднимаются они к вершинам творчества, проходя закономерные фазы творческого роста и самореализации, обретая творческую направленность:
3 «Самоотдача» | ||
2 «Достижение» |
Формирование мотивов общественной пользы и лидерства, стремление к трансляции ценностей и опыта творческой деятельности, приобретение опыта руководства творческими коллективами. | |
1. «Дебют» |
Принятие ценностей творческой деятельности, формирование новаторской позиции, мотивов достижений, работы над собой, объединения со сверстниками. | |
Приобщение к творчеству, овладение его основами, формирование мотивов познания и увлечения любимым делом. |
Воспитательный процесс, оптимизируемый системой, становится эффективнее, так как при этом формируется особая общность людей, тесно связанных социально значимой деятельностью и гуманистическими отношениями. Как показали исследования, формирование таких общностей не только наполняет особым смыслом образование, но преображает и социум, представляющий собой ничто иное, как комплекс человеческих общностей. Макровоспитательная система, формирующаяся в нем, улавливает, поддерживает и распространяет социальные новации, мощную энергию коллективной творческой деятельности.
Вопрос об отношениях творческого коллектива и личности его участника – один из ключевых и в условиях современных педагогических и социальных тенденций приобретает особую важность.
творческий студенческий коллектив педагогический
Взаимоотношения творческого коллектива и личности его участника в условиях творческой деятельности обусловлены следующими факторами:
типом личности студента; соответствием характера суждений, системы ценностей, традиций личности и творческого коллектива; наличием и характером неформальных микрогрупп; неизбежностью возникновения конфликтных ситуаций и успешностью их разрешения руководителем творческого коллектива; заботой руководителя о творческом росте и личностном развитии каждого студента.
Творческое преобразование мира – высшее проявление человеческой природы, обеспечивающее движение к более сложным, совершенным формам общественной жизни. Люди творят, созидая культуру, а культура творит людей. Культура динамична и изменчива в силу творческой природы людей, неустанно созидающих, сохраняющих и транслирующих грядущим поколениям культурные ценности. Воздействие их на людей огромно. Творцы заставляют сопереживать им, осмысливать их идеи, проникаться их духом, открывать новые горизонты реальности в направлениях, заданных ими.
Педагогические заметки:
Другие образовательные учреждения по подготовке
кадров для органов и войск МВД России
Краснодарский университет МВД России (г. Краснодар) Астраханский филиал (г. Астрахань) (преобразован в суворовское училище МВД России) Махачкалинский филиал (Республика Дагестан, г. Махачкала, пос. Ленинкент) Новороссийский филиал (Краснодарский край, г. Новороссийск) Ставропольский филиал (г. Став ...
Требования к учебной мастерской
Учебные мастерские следует располагать изолированно от классных помещений (на первом этаже в торцах зданий), с устройством звукопоглощающих капитальных стен и перекрытия второго этажа. Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими. Запрещается организация мастерских в подвальн ...
Роль и место чтения в обучении иностранным языкам.Чтение как средство
обучения
Чтение является и целью, и средством обучения иностранному языку. В учебном процессе следует четко различать эти его две функции, так как она определяют методическую организацию всей работы. Чтение как цель обучения. Овладение учащимися умением читать на иностранном языке является одной из прак ...