Педагогический подход к творческому студенческому коллективу – основа процесса его формирования и развития

Страница 2

Общие интересы + коллективные поиск и творчество + взаимообогащающее общение + совместное решение значимых задач и переживание успехов + заинтересованность в продолжении поиска и творчества – таковы механизмы творческого коллектива как структурно-функциональной основы педагогики творчества.

Работа педагогов-организаторов творческих студенческих коллективов идет как в направлении обеспечения личностного роста студентов, так и в направлении формирования творческого коллектива. Первое подразумевает закрепление потребности в творчестве, развитие новаторской позиции, побуждающей к интеграции со сверстниками. Второе ведет к переходу от спонтанных объединений по интересам к стабильным коллективам, сплоченным значимой творческой деятельностью. С точки зрения педагогики творчества творческие коллективы могут формироваться только естественным путем, когда его участники свободны в выборе деятельности. В то же время творческие коллективы так или иначе должны участвовать в реализации социально значимых проектов. Важно добиться осознания студентами общественной значимости творчества, необходимости работы над собой, сотрудничества со сверстниками. Сумма полезных знаний о творчестве должна дополняться практикой творческого коллектива, концертами, экскурсиями, встречами, презентациями.

В условиях творческих коллективов имеет место особая восприимчивость студентов к педагогическим воздействиям, они быстро переходят от репродукционных, подражательных практик к сотворчеству и самостоятельному творчеству в избранном виде деятельности. Как по лестнице поднимаются они к вершинам творчества, проходя закономерные фазы творческого роста и самореализации, обретая творческую направленность:

3 «Самоотдача»

2 «Достижение»

Формирование мотивов общественной пользы и лидерства, стремление к трансляции ценностей и опыта творческой деятельности, приобретение опыта руководства творческими коллективами.

1. «Дебют»

Принятие ценностей творческой деятельности, формирование новаторской позиции, мотивов достижений, работы над собой, объединения со сверстниками.

Приобщение к творчеству, овладение его основами, формирование мотивов познания и увлечения любимым делом.

Воспитательный процесс, оптимизируемый системой, становится эффективнее, так как при этом формируется особая общность людей, тесно связанных социально значимой деятельностью и гуманистическими отношениями. Как показали исследования, формирование таких общностей не только наполняет особым смыслом образование, но преображает и социум, представляющий собой ничто иное, как комплекс человеческих общностей. Макровоспитательная система, формирующаяся в нем, улавливает, поддерживает и распространяет социальные новации, мощную энергию коллективной творческой деятельности.

Вопрос об отношениях творческого коллектива и личности его участника – один из ключевых и в условиях современных педагогических и социальных тенденций приобретает особую важность.

творческий студенческий коллектив педагогический

Взаимоотношения творческого коллектива и личности его участника в условиях творческой деятельности обусловлены следующими факторами:

типом личности студента; соответствием характера суждений, системы ценностей, традиций личности и творческого коллектива; наличием и характером неформальных микрогрупп; неизбежностью возникновения конфликтных ситуаций и успешностью их разрешения руководителем творческого коллектива; заботой руководителя о творческом росте и личностном развитии каждого студента.

Творческое преобразование мира – высшее проявление человеческой природы, обеспечивающее движение к более сложным, совершенным формам общественной жизни. Люди творят, созидая культуру, а культура творит людей. Культура динамична и изменчива в силу творческой природы людей, неустанно созидающих, сохраняющих и транслирующих грядущим поколениям культурные ценности. Воздействие их на людей огромно. Творцы заставляют сопереживать им, осмысливать их идеи, проникаться их духом, открывать новые горизонты реальности в направлениях, заданных ими.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Педагогические заметки:

Обоснование эффективности методики развития общей выносливости и ее влияние на уровень физической работоспособности учащихся 6-х классов
Педагогический эксперимент проводился с целью обоснования методики развития общей выносливости у учащихся и ее влияние на уровень общей работоспособности учащихся основной школы. В начале педагогического эксперимента нами не обнаружены достоверные различия в показателях физического развития и общей ...

Методика организации занятий в разновозрастных группах
Существует много путей повышения эффективности общих занятий с детьми разного возраста по одному разделу программы и все они могут использоваться в сельских и городских малокомплектных дошкольных учреждениях. Но в каждом конкретном случае надо тщательно продумывать программное содержание занятия и ...

Современные факторы, влияющие на эффективность системы воспитания патриотизма
В Большой Советской Энциклопедии понятие "фактор" определяется как "причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер, или отдельные черты" (нем. Faktor, от лат. Factor - делающий, производящий). Факторы, влияющие на воспитание, понимаются как обстоятельства ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru