Педагогический подход к творческому студенческому коллективу – основа процесса его формирования и развития

Страница 3

Памятники духа вызывают известный эффект катарсиса – потрясения, воспринимаются и навсегда остаются в сознании. В силу этого трансляция ценностей, опыта, идеалов, традиций составляет предметную основу воспитания как приобщения к культуре и ее творцам. Наследуя культуру человечества, человек становится не только ее носителем, но и продолжателем, проводником, творцом. Но для этого ему нужна Встреча. Встреча с Наставником-творцом, лидером, гражданином, дарящим богатства своей души – преподавателем, руководителем творческого студенческого коллектива.

Педагогика творчества рассматривает руководителей творческих студенческих коллективов как таких наставников, предъявляя им очень высокие требования. Мыслящие оригинально и широко, увлекающие, вдохновляющие, ведущие за собой, они заботятся о творческом росте не только воспитанников, но и коллег .

Существуют определённые методы и приёмы воспитательной работы руководителя творческого студенческого коллектива, которые напрямую связаны с педагогической деятельностью.

Метод воспитания (от греч. «методос» путь) это путь достижения заданной цели воспитания. Можно сказать также, что методы – это способы воздействия на дознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Методы и приёмы воспитательной работы руководителя с творческим коллективом напрямую связаны с педагогической деятельностью. Уровень соответствует достигнутому на данный момент результату воспитания. Ставится новая цель, достижение которой выводит воспитанника на новый, более высокий уровень воспитанности. Процесс перевода артиста с более низкого уровня на более высокий называется процессом воспитания. Цели воспитания можно достичь различными путями. Сколько же их всего? В принципе столько, сколько может найти руководитель, сотрудничая со своими воспитанниками, опираясь на их силы, возможности и желания. Несомненно, одни пути могут привести к цели быстрее, чем другие. Практика воспитания использует, прежде всего, те пути, которыми вели своих учеников воспитатели, жившие прежде нас. Эти пути называются общими методами воспитания.

Однако во многих случаях общие методы воспитания могут оказаться малоэффективными, поэтому перед руководителем всегда стоит задача найти новые неизведанные пути, которые максимально соответствуют конкретным условиям воспитания, позволяют быстрее и с меньшими усилиями добиваться намеченного результата. Конструирование, выбор и правильное применение методов воспитания – вершина педагогического профессионализма режиссера.

Отыскать правильные пути, максимально соответствующие условиям конкретного процесса воспитания, очень сложно. Однако создать принципиально новый метод воспитания ни одному руководителю не под силу. Задача совершенствования методов стоит постоянно, и каждый руководитель в меру своих сил и возможностей ее решает, внося в разработку общих методов свои частные изменения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса. Такие частные совершенствования методов называются приемами воспитания.

Прием воспитания – часть общего метода, отдельное действие (воздействие), конкретное улучшение. Образно говоря, приемы это неизведанные тропинки, которые прокладывает руководитель творческого студенческого коллектива вместе со своими участниками, чтобы быстрее достичь цели. Если ими начинают пользоваться и другие руководители, то постепенно приемы могут превратиться в широкие столбовые пути – методы. Знание методов и приемов воспитания, умение правильно их применять в работе с творческим коллективом – это одна из важнейших характеристик уровня педагогического мастерства руководителя творческого коллектива.

Под приемом понимается единичное воздействие, под средством – совокупность приемов. Средство – это уже не прием, но еще не метод. Например, труд – средство воспитания, но показ, оценка труда, указание на ошибку в работе – это приемы. Слово (в широком понимании) – средство воспитания, но реплика, ироническое замечание, сравнение – приемы. В связи с этим иногда метод воспитания определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения поставленной цели, так как в структуре метода приемы и средства есть обязательно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Педагогические заметки:

Трудности, связанные с языковой формой сообщения
Эти трудности возникают по двум причинам: благодаря содержащемуся в сообщении неизученному языковому материалу и вследствие имеющегося в сообщении знакомого, но сложного для восприятия на слух языкового материала. Вопрос о целесообразности включения в тексты для аудирования незнакомого материала не ...

Этапы становления технологического образования в России
Еще задолго до появления педагогических теорий, в многовековой практике трудовому воспитанию молодежи в Древней Руси отводилось важное место. Традиции, обычаи и обряды формировали социально значимые качества, среди которых трудовые навыки и умения, трудолюбие находились на одном из первых мест. При ...

Организация обучения детей разного возраста
Формой организации обучения детей в малокомплектных детских садах являются однотемные занятия с разным для каждой возрастной подгруппы программным содержанием. Основное преимущество такой формы организации занятий перед другими формами (по подгруппам; со всеми детьми одновременно, но в разных для к ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru