Образование России и тенденции мирового развития

Информация о педагогике » Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи » Образование России и тенденции мирового развития

Страница 1

Под системой общего образования понимается сово­купность учреждений дошкольного воспитания, общеобра­зовательных школ, школ-интернатов, детских домов, уч­реждений по воспитательной работе с детьми, а также все учреждения высшей школы и среднего профессионального образования.

Принципы построения системы образования в России следующие:

1. Связь образования с конкретными условиями и це­лями государственной политики в условиях перехода к рыночным отношениям. Используя традиционные общие требования, предъявляемые к школе, дополнительно вно­сятся коррективы в содержание образования, организаци­онно-управленческую структуру всей системы образова­ния, условия ее финансирования, права и гарантии граж­дан на получение образования.

2. Сохранение основных положений, сложившихся в Российской школе, а именно: приоритетность образова­тельной сферы, светский характер образования, совмест­ное обучение и воспитание лиц обоего пола, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм образо­вательного процесса.

3. Профессиональное самоопределение молодежи с учетом социальных потребностей, региональных, нацио­нальных и общекультурных традиций народов России, а также способностей, национальных и индивидуальных особенностей молодых людей.

4. Многотипность образовательных учреждений, мно­гообразность форм получения образования в государственных и негосударственных образовательных учрежде­ниях с отрывом и без отрыва от производства.

5. Демократический характер системы образования, выбор обучающимися типа образовательного учреждения и образовательной программы в соответствии с их познава­тельными потребностями и социальными интересами.

Тенденции мирового развития образования. Эти особенности и тенденции носят очень разветвленный и разнообразный характер, но так или иначе они отражаются на развитии системы образования в большинстве стран мира. Наиболее существенными из них яв­ляются следующие:

а) Все большая заинтересованность общества в приобще­нии населения к более высокому уровню образования как пред­посылки социального и морального прогресса.

б) Расширение сети государственных средних общеобразо­вательных и профессиональных школ, а также высших учеб­ных заведений, которые обеспечивают бесплатное образова­ние. В США, например, 90% школ являются государственны­ми. Это открывает возможность получить необходимое образование всем желающим гражданам, независимо от их имущест­венного положения.

в) Продолжает сохраняться тенденция платности обра­зования в частных средних общеобразовательных и профес­сиональных школах, а также в отдельных высших учебных заведениях. В США плата за обучение в частной школе состав­ляет от 7 до 10 тыс. долларов в год, плата за воспитание в детском саду от 40 до 500 долл. в месяц. В элитных универ­ситетах она достигает 17—20 тыс. долл. в год, что заставляет многих студентов зарабатывать средства на свое содержание и работать.

г) Возрастает финансирование системы образования за счет средств государственного бюджета. В США, например, на нужды образования, выделяют из федерального бюджета 12% средств. В других странах этот процент значительно мень­ше, что, безусловно, не может не отражаться на школьном об­разовании и сдерживает рост качества учебно-воспитательной работы.

д) Привлечение на нужды образования и школы средств из различных источников. В США 10% средств, выделяемых на развитие среднего образования, составляют расходы федерального правительства, 50% — правительства штата и 40% поступает от налогов на частную собственность.

е) Расширение принципа муниципального руководства шко­лой. Федеральное правительство США обеспечивает равные возможности всем школам, оказывая финансовую и техничес­кую помощь, но не направляет и не контролирует их деятель­ность.

ж) Расширение разнотипных школ и их структурное раз­нообразие. Эта тенденция основана на том, что учащиеся имеют различные склонности и способности, которые на более позд­них ступенях обучения в школе определяются довольно четко. Естественно, всех одинаково по одним и тем же программам было бы нецелесообразно. Здесь имеют значение особенности региона, в котором находится школа, а также потребности местного производства. Вот почему в большинстве стран мира существует разветвленная сеть школ различных типов со свое­образной внутренней структурой.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Вопросы развития специального образования
В последнее время активизировался интерес к доступности профессионального образования для людей с ограниченными возможностями здоровья. Основной причиной подобного внимания стал низкий уровень занятости этой категории населения в условиях рыночной экономики. Из 11 миллионов инвалидов в Российской Ф ...

Особенности творческой деятельности учащихся в процессе освоения информатики
Современные информационные технологии предоставляют школьникам широкие возможности для исследовательской и творческой работы в таких областях, как программирование, компьютерное моделирование, компьютерная графика и анимация, Web-дизайн. Кроме того, использование информационных технологий позволяет ...

Использование игры
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игры в процессе обучения. Игра всегда предполагает принятия решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную дея ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru