Образование России и тенденции мирового развития

Информация о педагогике » Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи » Образование России и тенденции мирового развития

Страница 1

Под системой общего образования понимается сово­купность учреждений дошкольного воспитания, общеобра­зовательных школ, школ-интернатов, детских домов, уч­реждений по воспитательной работе с детьми, а также все учреждения высшей школы и среднего профессионального образования.

Принципы построения системы образования в России следующие:

1. Связь образования с конкретными условиями и це­лями государственной политики в условиях перехода к рыночным отношениям. Используя традиционные общие требования, предъявляемые к школе, дополнительно вно­сятся коррективы в содержание образования, организаци­онно-управленческую структуру всей системы образова­ния, условия ее финансирования, права и гарантии граж­дан на получение образования.

2. Сохранение основных положений, сложившихся в Российской школе, а именно: приоритетность образова­тельной сферы, светский характер образования, совмест­ное обучение и воспитание лиц обоего пола, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм образо­вательного процесса.

3. Профессиональное самоопределение молодежи с учетом социальных потребностей, региональных, нацио­нальных и общекультурных традиций народов России, а также способностей, национальных и индивидуальных особенностей молодых людей.

4. Многотипность образовательных учреждений, мно­гообразность форм получения образования в государственных и негосударственных образовательных учрежде­ниях с отрывом и без отрыва от производства.

5. Демократический характер системы образования, выбор обучающимися типа образовательного учреждения и образовательной программы в соответствии с их познава­тельными потребностями и социальными интересами.

Тенденции мирового развития образования. Эти особенности и тенденции носят очень разветвленный и разнообразный характер, но так или иначе они отражаются на развитии системы образования в большинстве стран мира. Наиболее существенными из них яв­ляются следующие:

а) Все большая заинтересованность общества в приобще­нии населения к более высокому уровню образования как пред­посылки социального и морального прогресса.

б) Расширение сети государственных средних общеобразо­вательных и профессиональных школ, а также высших учеб­ных заведений, которые обеспечивают бесплатное образова­ние. В США, например, 90% школ являются государственны­ми. Это открывает возможность получить необходимое образование всем желающим гражданам, независимо от их имущест­венного положения.

в) Продолжает сохраняться тенденция платности обра­зования в частных средних общеобразовательных и профес­сиональных школах, а также в отдельных высших учебных заведениях. В США плата за обучение в частной школе состав­ляет от 7 до 10 тыс. долларов в год, плата за воспитание в детском саду от 40 до 500 долл. в месяц. В элитных универ­ситетах она достигает 17—20 тыс. долл. в год, что заставляет многих студентов зарабатывать средства на свое содержание и работать.

г) Возрастает финансирование системы образования за счет средств государственного бюджета. В США, например, на нужды образования, выделяют из федерального бюджета 12% средств. В других странах этот процент значительно мень­ше, что, безусловно, не может не отражаться на школьном об­разовании и сдерживает рост качества учебно-воспитательной работы.

д) Привлечение на нужды образования и школы средств из различных источников. В США 10% средств, выделяемых на развитие среднего образования, составляют расходы федерального правительства, 50% — правительства штата и 40% поступает от налогов на частную собственность.

е) Расширение принципа муниципального руководства шко­лой. Федеральное правительство США обеспечивает равные возможности всем школам, оказывая финансовую и техничес­кую помощь, но не направляет и не контролирует их деятель­ность.

ж) Расширение разнотипных школ и их структурное раз­нообразие. Эта тенденция основана на том, что учащиеся имеют различные склонности и способности, которые на более позд­них ступенях обучения в школе определяются довольно четко. Естественно, всех одинаково по одним и тем же программам было бы нецелесообразно. Здесь имеют значение особенности региона, в котором находится школа, а также потребности местного производства. Вот почему в большинстве стран мира существует разветвленная сеть школ различных типов со свое­образной внутренней структурой.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Методики, направленные на определение степени овладения логическими операциями мышления
Способность выделять существенное Учитель предлагает школьникам ряд слов, в каждом из которых пять даётся в скобках, а одно – перед ними. Ученики должны за 20 секунд исключить из скобок, то есть выделить, два слова, наиболее существенные для слова перед скобками. Сад (растение, садовник, собака, за ...

Трудовое воспитание нормально развивающихся детей дошкольного возраста
Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был ребенок заинтересован целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат о ...

Календарно – тематический план по разделу "Обработка металла"
Урок 1. Основные свойства металлов и сплавов. Цели: дать учащимся общее представление о черных и цветных металлах и сплавах, об их механических и технологических свойствах, о сортовом металлическом прокате; воспитывать у учащихся навыки рационального использования материалов; способствовать развити ...

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru