Художественно-эстетическая творческая деятельность

Страница 1

Определим два компонента педагогической модели формирования и развития художественно-эстетической потребности, художественно-эстетического сознания, обосновав их необходимость — расширение знаний о специфике, структуре искусства и способах построения художественного образа и формирование способности восприятия художественного образа искусства на основе развития эмоционального мира и сенсорной культуры ребенка.

Необходимо отметить, что художественные знания и опыт эмоционального восприятия могут закрепляться и развиваться, пройдя процесс становления, только в деятельности, не существуют вне деятельности, а реализуются, формируются и актуализируются только в ней и через нее. «Именно потребление создает потребность и это означает, что вне деятельности, деятельностного общения с искусством никакая художественная потребность сформироваться не может».

Опыты психологов показывают, что «точно и аккуратно воспринимаются прежде всего те особенности предмета, которые включаются в структуру деятельности». Анализ массового опыта работы показывает, что в настоящее время деятельность идет рядом с обучением, чего оказывается явно недостаточно для решения задачи формирования и развития духовного мира личности.

Возникает мысль о необходимости построения всего учебно-воспитательного процесса на принципе сквозной художественно-творческой деятельности, когда обучение ведется на основе деятельности самих детей и через нее (в ней), когда не система занятий по искусству и деятельность, а система занятий по искусству в деятельности. Ведь только в самостоятельной деятельности личность ребенка может развиваться эффективно и адекватно. В самом общем виде деятельность трактуется как «активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности». Как специфический человеческий способ отношения к миру, деятельность представляет собой процесс, в ходе которого человек воспроизводит и творчески преобразует природу (в том числе и свою собственную), делая тем самым себя деятельностным субъектом.

Деятельность понимается при этом как динамическая система взаимодействий с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта c предметной действительности. Философы выделяют несколько способов отношения человека к миру: теоретический, практически-духовный, оценочное отношение человека к действительности. И все эти виды деятельности должны находиться в поле зрения педагога в процессе формирования личности дошкольника вообще, его духовного мира и художественных потребностей в частности. Эти виды деятельности выражаются в общении с произведениями искусства и приобретении знаний об искусстве, в формировании в процессе общения с искусством способности адекватного видения художественного образа как основы художественно-оценочного отношения к искусству и вовлечении в активную художественно-творческую деятельность. Человек овладевает при помощи действия определенными предметами внешнего мира, чтобы удовлетворить свои потребности. Предметы его потребностей — это необходимые для проявления и утверждения его сущностных сил предметы. Поэтому весь процесс удовлетворения потребностей есть практическое отношение между субъектом и объектом, суть которого состоит в присвоении первым второго. Посредством деятельности (через нее и в ней) формируется и сама художественная потребность, которая, в свою очередь, стимулирует следующий, более высокий этап деятельности (новые потребности). Поэтому значение деятельности в развитии личности переоценить невозможно.

Пути решения проблемы развития личности, намеченные П.П. Блонским, Л.С. Выготским, развернул и углубил А.Н. Леонтьев, который писал, что «в изучении развития психики ребенка следует исходить из развития его деятельности, так как она складывается в данных конкретных условиях его жизни .». Деятельность ребенка — одно из необходимых условий усвоения и освоения окружающего мира и самого себя (себя в нем), так как только в активной деятельности можно познать себя и свои внутренние силы (что я могу? что я умею? зачем я? и т.д.).

Страницы: 1 2 3 4 5

Педагогические заметки:

Пути взаимодействия и взаимоподдержки воспитательных систем в становлении и развитии личности учащегося
Значительно расширяет представление об учащихся постоянное изучение их семей. При изучении семей следует выявить те моменты, которые непосредственно влияют на процесс воспитания детей. Формы изучения семей могут быть разными – посещение родителей на дому, анкетные опросы, сочинения учащихся, диспут ...

Этапы становления фонематического слуха у дошкольников
Работа по развитию у ребенка тонкого фонематический слуха и правильного звукопроизношения невозможна без знания общих закономерностей развития речи, этапов ее формирования и осознания звуковой стороны языка. Авторы книги «Основы логопедии» Т.Б. Филичева, Н. А. Чевелева и Г. В. Чиркина считают, что ...

Сущность патриотического воспитания
Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователя ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru