Сущность активного обучения

Страница 1

Активное обучение — это способ организации и реализации учебного процесса, обеспечивающий возможность осуществления каждым студентом во время занятий непрерывной целенаправленной и эффективной учебно-познавательной деятельности на основе прямой и обратной связи с преподавателями. Технологии активного обучения реализуются только в условиях децентрализованного индивидуализированного и дифференцированного обучения, что предполагает осуществление учебного процесса в малых по численности группах — 5—7 человек.

При разработке технологий активного обучения в качестве центральной проблемы рассматривают активность учебно-познавательной деятельности непосредственно на занятиях, главным образом. Рассмотрим технологии активного обучения, предназначенные для лекции.

“Обычная” (традиционная) лекция является информационно-сообщающей, основанной на монологе преподавателя. Студенты воспринимают учебную информацию главным образом на слух ввиду ограниченных возможностей визуализации материала при помощи традиционных средств (доска и мел). Предполагается, что они способны хотя бы частично усвоить содержание в ходе лекции. Для “проработки” учебного материала используются практические аудиторные занятия и самостоятельная внеаудиторная работа.

“Лекция-внушение”. На лекции излагаются, как правило, новые знания. Обучаемые почти не в состоянии воспринимать их критически, что значительно затрудняет ведение обучающегося диалога на уровне рационального мышления. У многих преподавателей лекция представляет собой процесс внушения знаний, воздействия на подсознание студентов, что обеспечивает существенную интенсификацию процесса передачи знаний. Активность студентов проявляется в повышенной сосредоточенности внимания на сообщаемом учебном материале, которая является специфической формой проявления обратной связи. При этом необходимо, чтобы преподаватель в совершенстве владел темой лекции и имел достаточные природные способности и знания для реализации системы учебно-ориентированного психорегулирующего воздействия на массовую аудиторию.

“Лекция-убеждение”. Основным средством активизации учебного процесса на основе принципа обратной связи является диалог со студентом. Преподаватель, используя преимущественно словесно-логическую форму подачи материала, воздействует на сознание, сферу рационального мышления и старается убедить студентов в актуальности и достоверности знаний, растолковать им смысл вводимых понятий и определений в ответ на естественные вопросы, возникающие по ходу лекции. Степень активности обучения измеряется долей учебного времени, отведенного преподавателем на обучающий диалог. Естественно, в нем участвует ничтожный процент наиболее “смелых” студентов. Такой диалог значительно сокращает объем фактически сообщаемого учебного материла, практически превращает лекцию в другой вид учебных занятий.

На наш взгляд, лекция-беседа в основном снижает активность процесса обучения, так как объем сообщаемого учебного материала сокращается, внимание преподавателя переключается на небольшую часть студентов, а остальные обучаемые упускаются из вида и вынуждены тратить свое лекционное время на иные цели, не всегда имеющие отношение к обсуждаемому учебному материалу. Более эффективным является псевдодиалог, когда преподаватель задает вопросы аудитории, не предполагающие словесного ответа со стороны студентов. Такие вопросы имитируют индивидуальный диалог и являются весьма мощным средством активизации умственной деятельности по восприятию учебной информации.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Организация и теоретические обоснования изучаемого эксперимента
Базой для обучающего эксперимента было ДОУ №85 г. Екатеринбурга Цель коррекционной работы – коррекция нарушений речевых и неречевых функций. По результатам констатирующего эксперимента дети были поделены на две группы: контрольную и экспериментальную. В экспериментальную группу вошли дети, получивш ...

Психолого-педагогическое изучение участников исследования
Группа состоит из трёх мальчиков и четырёх девочек в возрасте от пяти до шести лет. Практически в анамнезе каждого ребёнка отмечается наличие симптомов мышечной дистонии, внутричерепной гипертензии; незначительное отставание в психомоторном развитии до года; соматическая ослабленность. В ходе психо ...

Приёмы развития речевого дыхания
Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы: 1) Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот). 2) Формирование длительного фонационного выдоха. 3) Формирование речево ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru