Таким образом, мы видим, что учителя прибегают к использованию более сильных мер воздействия, обходя стороной простые меры, такие как «одобрение» и «неодобрение».
3. Следующим вопросом анкеты является справедливость применения поощрения и наказания. Его целью было определить, соответствует ли использование методов поощрения и наказания требованию учащегося. 48% учеников отмечают, что их наказывают справедливо, 22% - несправедливо, 30% - когда как. Что касается поощрения, то 90% отмечают справедливость; 96% учителей уверены в том, что они используют поощрение и наказание всегда справедливо.
Таблица №4
Справедливость употребления методов поощрения и наказания (мнение учеников)
наказание |
поощрение | |
да |
48% |
90% |
когда как |
30% |
- |
нет |
22% |
10% |
Сопоставляя данные, следует, что учителя должны обратить большее внимание на справедливость наказания, так как ученики в этом возрасте наиболее остро чувствуют это.
4. К одному из требований относится вопрос: «Всегда ли поощрение (наказание) соответствует поступку?». Здесь мнения учеников разделяются: 42% согласны, что соответствует, 38% отрицают и 20% не уверены в ответе.
Таблица №5
Соотнесение наказания (поощрения) поступку
Да |
42% |
Нет |
38% |
Не уверены |
20% |
5. Далее мы бы хотели убедиться, с какой целью учителя используют методы поощрения и наказания. Были предложены следующие цели:
- коррекция поведения – 31%;
- исправление сложившихся качеств личности – 23%;
- формирование адекватной самооценки – 22%;
- наведение порядка – 7%.
68% учителей утверждают, что методы используются успешно, 32% в этом сомневаются.
6. На вопрос о влиянии наказания на эмоциональное состояние ребёнка 50% ответили, что боятся наказания; 38% боятся огорчить родителей, учителей; 12% - ничего не боятся. Последние так ответили, поскольку либо они привыкли к систематическим поощрениям и наказаниям либо их не наказывают вообще.
Таблица №6
Реакция учеников на наказание
Боязнь наказания |
50% |
Огорчение учителей (родителей) |
38% |
Ничего не боятся |
12% |
7. Необходимость наказания: 70% учеников за, 30% против; 82% учителя за и 4% против, 8% считают это возможным при определённых условиях.
Таблица №7
Необходимость наказания
За |
Против | |
Ученики |
70% |
30% |
Учителя |
82% |
4% |
Педагогические заметки:
Учебник как основное средство использования наглядности при обучении русскому
языку
Средства обучения - это специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать стоящие перед ним задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей и т.д. Средства обучени ...
Внеклассная работа по экологическому образованию и
воспитанию младших школьников
Основной целью учителей начальных классов является развитие целостной личности, неравнодушной к проблемам родного края, способной практически решать экологические проблемы. Содержание экологического образования имеет сложный состав, усвоение которого школьниками требует не только классной, но и бол ...
Особенности проведения интегрированных уроков биологии и
химии в общеобразовательных учреждениях
Сегодня на уроках биологии, кроме классно-урочной формы организации учебного процесса, целесообразно использовать нетрадиционные формы обучения, такие как интегрированные уроки. Они могут применяться при изучении нового материала, при его обобщении и закреплении. Проводятся эти уроки, как правило, ...