3. Следующий вопрос анкеты касался частоты хвалы за успехи. Мы выяснили, что 85% родителей хвалят своего ребёнка часто, 13% – иногда и 2% никогда. Положительным в данной ситуации является то, что большинство родителей всё же используют такой метод как похвала и используют его часто. Главное, однако, чтобы похвала являлась уместной и не привела к нежелательным последствиям (например, баловству). То же, что касается двух процентов родителей, это является неправильным в воспитании родителей. И можно здесь говорить либо об отсутствии интереса к воспитанию ребёнка, либо о неумении использовать на практике методы воспитания, либо об авторитарном стиле воспитания.
4. Что касается поощрения, то здесь мы имеем следующие данные: большинство родителей указали такой порядок форм поощрения по частоте использования: просто хвалите, радуетесь вместе с ним его успехам, покупаете подарки, даёте деньги. 40% покупку дорогих вещей ставят на последнее место.
5. Рассматривая использование форм наказания, были получены следующие данные: большинство родителей расставили формы наказания следующим образом: на первое место поставили кричание на ребёнка, применение физической силы, на второе – запрет гуляния, общения с друзьями, далее наказание трудом и, наконец, просмотр телевизора.
Мы часто, наказывая ребёнка, даже не задумываемся о том, к каким последствиям это может привести.
Аллан Фромм в своей работе сформулировал некоторые опасности, таящиеся при наказании:
1. Шлёпая ребенка, вы учите его бояться вас.
2. Поведение ребенка будет строиться на непредсказуемой основе, а не на понимании и принятии законов морали.
3. Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример.
4. Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
Также Фромм предложил ряд правил – за что не следует хвалить ребёнка. Вот некоторые из них:
Не следует хвалить за то, что дано от природы; за то, что достигнуто не своими усилиями, своей работой; больше двух раз за одно и то же; из жалости; из-за желания понравиться.
Таким образом, анализируя применение поощрения и наказания в педагогическом процессе, можно сделать следующие выводы:
1. Частота использования методов учителями является адекватной, поскольку положительные ответы преобладают над отрицательными.
2. Учителя прибегают к более сильным мерам воздействия, обходя стороной одобрение и неодобрение, так как они являются наиболее простыми мерами.
3. Учителя должны обратить своё внимание на справедливость наказания, так как ученики остро чувствуют несправедливость, так как они являются наиболее простыми мерами.
4. Учителя должны обратить своё внимание на справедливость наказания, так как ученики остро чувствуют несправедливость.
5. Достаточно большое число учеников боится самого наказания.
В нашем исследовании принимали участие родители детей 6а класса, сами учащиеся и учителя. В результате проведённых тестов нами были выделены следующие условия:
1. Поощрение как оценочная доминанта.
2. Преобладание видами поощрения и наказания, а также скрытое оценочное действие.
3. Наказания ученика, подчёркивать не только отрицательные отношения, но и пробудить чувство совести, помочь осознать ошибку, активизировать желание исправить её.
4. Учитывать индивидуальные особенности ребёнка.
5. Вводить меньше запретов и они должны быть понятными.
6. Наказание и поощрение должны быть справедливыми и соответствовать поступкам.
В результате мы можем заявить, что наказание и поощрение нужно использовать с осторожностью и при желании находить другие пути решения проблем.
В нашей работе мы изучили литературу по данной теме. Мы старались найти оптимальные условия применения методики поощрения и наказания.
Педагогические заметки:
Проектирования урока в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Чтобы создать проект урока, учителю нужно: 1) определить результат урока в виде формируемой детской способности (дети должны открыть для себя новый способ действий; обнаружить, что они умеют работать каким-то способом, и осмыслить, когда и как они его применяют; научиться работать каким-то способом ...
Организация и содержание коррекционно-развивающей
работы с использованием средств искусства
Для осуществления коррекционной работы была выбрана модель комбинированного занятия, впервые предложенная в работе Венгер А. А., Выгодской Г. Л., Леонгард Э. И. «Отбор детей в специальные дошкольные учреждения». Специфика комбинированного занятия заключается в том, что оно не объединено общей целью ...
Организация рабочего места учащегося
Под рабочим (учебным) местом понимается определенная часть площади мастерской или цеха, находящаяся в ведении отдельного учащегося или бригады учащихся с наиболее целесообразно расположенным на ней оборудованием, приспособлениями, инструментами и материалами, необходимыми для выполнения учебно-прои ...