Цель исследования – выявить уровень развития творческой активности старших дошкольников.
В силу проблем диагностики такие традиционные методы, как беседы, вопросники, оказываются не эффективными. Дети дошкольного возраста испытывают трудности, связанные с недостаточным умением осознавать, анализировать, выражать словами свои проблемы. Здесь необходимо установление длительного, доверительного контакта, в ходе которого становится возможным свободное, откровенное обсуждение конкретных переживаний ребенка. Таким образом, не имея необходимых условий для продолжительного контроля, нам пришлось использовать различные методы исследования.
Рассмотрим каждую методику подробнее.
Методика 1. (автор Н.А.Ветлугина) Педагогическая диагностика проводится в форме контрольного занятия на основе декоративного рисования по мотивам городецкой росписи.
Цель – определить уровень развития творческой активности старших дошкольников, используя элементы городецкой росписи.
Материал. Плотная бумага (светло-коричневого цвета) в форме дощечки или блюда, краски, кисти, городецкие изделия.
Предварительная работа. Рассматривание городецких изделий. Рисование в альбоме для раскрашивания.
Модель занятия. Воспитатель просит детей найти в группе предметы с городецкой росписью. Спрашивает об особенностях узора (что нарисовано). Предлагает нарисовать цветы, похожие на городецкую роспись (если дети забыли, показывает прием рисования бутона). Дети самостоятельно украшают узором форму (выбирают силуэт дощечки или блюда). Все рисунки помещаются на стенд, дети их рассматривают.
Все ответы детей анализируются и фиксируются для дальнейшей обработки.
Выделяется три уровня развития творческой активности у детей старшего дошкольного возраста:
I уровень – ребёнок самостоятельно выполняет задуманное, проявляет умение выполнить узор путем наложения краски, передать характерное для городецкой росписи сочетание цветов, рисовать крупные и мелкие элементы узора.
II уровень – ребёнок выполняет задуманное с помощью воспитателя, но почувствовав, что у него получается, проявляет самостоятельность, передаёт характерное для городецкой росписи сочетание цветов, рисует крупные и мелкие элементы узора.
III уровень – ребёнок не проявляет активность, не заинтересован происходящим, сидит и ждёт помощи со стороны воспитателя, выполняет задание небрежно, не передаёт характерное для городецкой росписи сочетание цветов, не правильно рисует элементы узора.
Критерии оценок:
2 балла – ребёнок инициативу, умение справляться с заданием;
1 балл – недостаточно сформирована инициатива, справляется с заданием с помощью воспитателя;
0 баллов – не инициативе, проявляет нежелание заниматься творческой деятельностью.
Если дети набрали:
- от 7 до 8 баллов – высокий уровень умения использовать в своей работе элементы декоративно-прикладной росписи;
- от 5 до 6 баллов – средний уровень умения использовать в своей работе элементы декоративно-прикладной росписи;
- до 5 баллов – низкий уровень умения использовать в своей работе элементы декоративно-прикладной росписи.
Методика №1 была проведена в Д/с №2638в группе №3.
Таблица 1 - Уровни развития творческой активности детей
№ |
Имя ребенка. |
Увлеченность темой |
Способ создания худ образа |
Способ. К цветовоспроизведению |
Способность рационально применять технику (элементы) |
Владение техникой изображения. |
Знание основ цветовоспроизведения |
Общий результат |
1 |
Туманова Настя |
С |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
2 |
Иванов Никита |
С |
С |
С |
С |
С |
В |
С |
3 |
Погоров Миша |
С |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
4 |
Комарова Полина |
С |
Н |
С |
Н |
Н |
С |
Н |
5 |
Пустовит Андрей |
С |
Н |
С |
Н |
Н |
С |
Н |
6 |
Ермакова Настя |
В |
С |
С |
С |
С |
В |
С |
7 |
Калинина Ксюша |
В |
С |
В |
С |
В |
В |
В |
8 |
Спесивцев Никита |
С |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
9 |
Ибишова Назрин |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
10 |
Вончагов Егор |
С |
Н |
Н |
Н |
Н |
С |
Н |
11 |
Хомяков Артем |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
12 |
Докаев Мурат |
С |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
13 |
Андреева Даша |
С |
Н |
С |
Н |
Н |
С |
Н |
14 |
Бембик Катя |
В |
С |
С |
С |
С |
С |
С |
15 |
Михайлов Миша |
В |
С |
С |
С |
С |
В |
С |
Педагогические заметки:
Понятие целостного педагогического процесса
Педагогический процесс — это целостный учебно-воспитательный процесс единства и взаимосвязи, воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности. Можно сформулировать и т ...
Понятие «воображение» в психолого-педагогической науке
По определению, данному в психологическом словаре, воображение – это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. Я.Л. Коломенски ...
Метод коррекции через труд
Прежде чем описывать сам метод коррекции через труд, мы бы хотели описать трудовое воспитание в специальной коррекционной школе VIII вида. Трудовое воспитание детей в специальной коррекционной школе VIII вида. Одной из задач специальной коррекционной школы VIII вида является трудовое воспитание уча ...