Сущность самореализации учащихся

Страница 5

Проблема самореализации личности как ее творческого отношения к себе и к миру получила свое развитие в исследованиях М.Г. Гинзбурга, Л.И. Рувинского, В.А. Сухомлинского и др. По мнению авторов, самореализация - это длительный процесс, связанный с внутренним развитием личности, с ее целеполаганием, переживанием ею собственной активности.

Современные исследователи О.С. Газман, А.В. Мудрик, Г.К. Селевко и др. большое внимание уделили таким аспектам, как: выработка жизненной позиции, установление целесообразных межличностных отношений, формирование адекватной самооценки, способствующие обеспечению и развитию элементов самореализации .

С точки зрения Г.К. Селевко, А.Г. Селевко, О.Г. Левиной, самореализация (самоосуществление) - это процесс и результат использования человеком своих способностей, выполнения своего жизненного предназначения, т.е. это деятельность, поступки в избранных направлениях по реализации своих способностей.

Самореализация определяется О.С. Газманом как реализация человеком своих сил и способностей, полноценное проживание жизни. Наряду с самореализацией другие процессы самости взрослого и ребенка в их гуманистическом освещении получили воплощение в концепции педагогики свободы, обозначенной О.С. Газманом и Н.Б. Крыловой. На ее основе стало возможным выделить такие субъектные характеристики, как: Я-реальное, Я-идеальное в описании структуры человеческого "Я" .

Л.А. Коростылева определяет самореализацию как осуществление возможностей развития "Я" посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми, социумом и мором в целом.

Понимая самореализацию как механизм развития личности, Е.И. Горячева определяет самореализацию как процесс перехода потенциальных способностей в актуальные, он включает в себя содержательный и процессуальный компоненты.

В настоящее время во многих исследованиях самореализация выделяется как главное направление поиска и описания прогрессивных педагогических идей, технологий. Так, идея самореализации обозначена: в парадигме личностно ориентированного образования и обучения (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); как ведущее направление в теории о единстве профессионального и личностного развития (Л.М. Митина); как главная цель в организации эвристического обучения.

По мнению исследователей процесса самореализации учащихся М.Ю. Коваленко и Т.Н. Розовой, самореализация безгранична и востребована в любом возрасте, является процессом и результатом слияния уникальной личности и объективного мира, которое происходит в результате разнооб-разной учебной деятельности. К признакам процесса самореализации они относят: направленность, в которой важное значение имеют мотивы деятельности и ценностные ориентации, и расширение сферы деятельности.

Так, Т.Н. Розова определяет данный феномен как незавершенный динамический процесс активного восхождения человека на высшие уровни бытия, мотивированного и осознанного самопроявления и саморазвития своих духовных и физических возможностей в различных сферах жизнедеятельности.

На основании анализа философских, социологических, психологических и педагогических исследований, мы можем сделать вывод о том, что самореализация является индивидуальным процессом; осуществляется личностью изнутри во вне; инициируется внутренней потребностью индивида; проявляется в деятельностной форме активности; имеет внутренний и внешний планы; содержит в основе потенциал личности и ее сущностные силы; отслеживается самим субъектом в динамике процесса.

Все перечисленные выше положения позволяют нам уточнить сущность понятия "самореализация учащихся". Мы рассматриваем самореализацию учащихся в качестве сознательного целенаправленного процесса взаимодействия субъектов с внешним миром, раскрывающего возможности школьников в деятельностной форме активности путем ее трансформации из репродуктивно-подражательной через поисково-исполнительскую в творческую.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Педагогические заметки:

Сущность и компоненты профессиональной ориентации
Профессиональная ориентация – это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку школьников к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Сис ...

Методы и приемы, направленные на освоение тезауруса по музыкальным формам
Музыка воздействует благодаря целому комплексу выразительных средств. Это - ладогармонический склад, тембр, темп, динамика, метроритм. Они передают настроение, основную мысль произведения, вызывают ассоциации с жизненными явлениями, с переживаниями человека. Освоение простейших музыкальных форм, сп ...

Потенциальные возможности занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в развитии творческого воображения
Разработанная нами методика «Мир детской фантазии» направлена на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством творчества на занятиях по рисованию. Методика рассчитана на один год (35 ч) при условии, что занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 25-30 мин. В основу заняти ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru