Сущность самореализации учащихся

Страница 4

Характерным для полноценно развитой личности, способной самореализоваться, является четкое проявление жизненных и социальных установок, а также ее интегрированная, цельная психологическая организация, единство которой обеспечивается единством изменяющихся и развивающихся, но значительных жизненных целей.

Таким образом, проблема самореализации личности в психологии рассматривается в сочетании личностного и деятельностного начал в жизни человека. Личностная и социальная обусловленность самореализации позволяет обозначить ее как процесс внутриличностной (психологической) и внешней (социокультурно-личностной) интеграции. Потребность в самореализации удовлетворяется в любых социально приемлемых формах, видах и сферах деятельности человека .

Анализ работ по проблеме самореализации личности показал, что в центре исследований в большинстве случаев взрослый человек, хотя самореализация определена учеными как жизненная категория, характеризующая свершения человека за определенный промежуток времени. Исходя из того, что процесс самореализации на протяжении всей жизни человека происходит непрерывно, мы имеем возможность перевода анализа самореализации из плоскости исследования взрослых в плоскость детей, так как путь к образованию жизненного пространства (самореализации за определенный значительный отрезок времени) лежит через личностное пространство (которое человек осваивает в данный момент), порции которого, наслаиваясь, дают в итоге самореализацию жизненную.

Выделим различные подходы к определению самореализации с педагогической точки зрения.

Не смотря на то, что, понятие "самореализация учащегося", как самостоятельное направление педагогических исследований возникло в науке сравнительно недавно, термин "самореализация" присутствует во многих педагогических исследованиях. Однако в большинстве из них его содержание не раскрывается и часто используется как само собой разумеющееся понятие.

Тем не менее, проблемы самоактуализации, духовного становления и самостоятельного воплощения своих потенций учащимся - все это вопросы, уходящие своими корнями далеко в глубь истории педагогики.

Уникальным примером педагогики, базирующейся на глубоком уважении к личности воспитанника, является педагогическая система Царскосельского лицея, построенная на идеях Руссо директорами В.Ф. Малиновским и Е.А. Энгельгардтом. По мнению З.И. Равкина, данная система способствовала самостоятельной разносторонней деятельности лицеистов, обращенной к различным сторонам психики: интеллектуальной, физической, сенсорной, художественно-эстетической. Организация самодеятельных групп по интересам, литературные объединения, выпуск нескольких литературных журналов и другие виды творческой деятельности в полной мере способствовали развитию творческой самореализации лицеистов, как в учебной деятельности, так и во взрослой жизни, отличавшаяся у большинства выпускников творческой гражданской самореализацией.

Различные аспекты самореализации личности изучались отечественными педагогами конца XIX - начала XX вв. Труды и практическая деятельность К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, В.П. Вахтерова, А.Ф. Блонского, К.Н. Вентцеля, В.В. Зеньковского были направлены на раскрытие и совершенствование природы ребенка, предоставление максимальных возможностей для реализации личностных свойств ученика, развитие творческой самостоятельности.

Взгляды П.Ф. Каптерева, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинского, С.Т. Шацкого и др. педагогов на проблему самореализации опирались на признание самостоятельной ценности личности ребенка, ее индивидуальной исключительности, присущее каждому ребенку творческое начало. Рассматривая развитие как естественное стремление каждого ребенка, а свободу как его необходимое средство, они утверждали, что саморазвитие ученика, направляемое учителем должно составлять внутреннюю сущность образовательного процесса, обеспечивающего самореализацию .

Страницы: 1 2 3 4 5

Педагогические заметки:

Специфика работы по воспитанию звуковой стороны речи
Чтобы воспитать всесторонне развитого ребенка и подготовить его к обучению грамоте педагогу необходимо особым образом выстроить работу по воспитанию звуковой стороны речи, используя эффективные методы и приемы. Необходимо учитывать, что логопедическая работа должна строиться на общих дидактических ...

Изменение нормативно-правовой базы в отношении детей с ограниченными возможностями
Глубокие изменения в обществе в последнее десятилетие XX в. в России, вызванные коренной перестройкой экономики, появлением различных форм собственности, не могли не сказаться на развитии законодательной базы в отношении инвалидов, в том числе с нарушениями интеллекта. Права детей с ограниченными в ...

Семья как фактор воспитания и социализации личности
Семейное воспитание (то же самое — воспитание детей в семье) — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достиже­ния желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Пробле­мы семейного ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru