Сущность самореализации учащихся

Страница 2

Для нас значимы положения гуманистических психологов, опирающихся в своих трудах на природные особенности и индивидуальность человека с учетом его внутренних потребностей и ценностных ориентиров.

Существенный вклад в развитие идеи самореализации и выявления условий ее осуществления внесли А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон, К. Юнг и др. Так, австрийский психолог А. Адлер определил индивидуальный характер самореализации. По его мнению, люди тянутся вперед и всегда находятся в движении к личностно значимым целям, которые выбираются индивидуально. Следовательно, люди в постоянном стремлении к совершенству способны планировать свои действия и определять собственную судьбу.

Условием самореализации личности, по мнению швейцарского психолога К. Юнга, является обретение "самости" - величины, относящейся к сознательному "Я" и обозначающей целостность человека . "Самость" ученый определил как результат стремления различных компонентов личности к единству. С его точки зрения, человек, постоянно приобретая новые умения, достигает новых целей и реализует себя более полно.

Согласно Э. Фромму, мощной мотивационной силой в жизни людей обладает конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности. Свободу, при которой человек может быть автономным и уникальным и при этом чувствовать себя частью мира и в то же время независимость от него, ученый назвал позитивной свободой.

По мнению американского психолога Карен Хорни, самореализация - это выражение реального собственного "Я"; это целенаправленная внутренняя сила, общая для всех людей, но уникальная и творческая, побуждающая человека к реализации заложенных в нем возможностей; это рост и осознание понимания себя самого. К условиям самореализации она отнесла систему ценностей, которая вырастает из стремления к самореализации. Человек не может раскрыть свой потенциал, если не доверяет себе, не активен, не продуктивен, если не строит взаимоотношения с людьми в духе взаимности. Необходима та атмосфера, которая дает личности ощущение внутренней безопасности и свободы, позволяющие иметь свои собственные мысли и чувства и выражать именно себя.

В трудах отечественных психологов Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др. интересующая нас проблема рассматривается в сочетании личностного и деятельностного начал в жизни человека. Методологией для объяснения самореализации личности выступает деятельностный подход, позволяющий освещать данный процесс с точки зрения формирующей предметной деятельности.

Исследуя природу личности и обозначая индивидуальность как основу личности, Б.Г. Ананьев приходит к выводу, что одним из важных индикаторов человеческой индивидуальности является активность созидающей, творческой деятельности, реализация в ней всех великих возможностей исторической природы человека. Согласно данному подходу мы можем выделить направление характеристики самореализации через понимание природы личности и индивидуальности, как ее основы.

Ориентируясь на данный подход к проблеме самореализации с точки зрения творческой активности индивида, мы будем выстраивать свое дальнейшее исследование.

В русле рассуждений о деятельностной форме творческой активности индивида интересно мнение Г.И. Щукиной, считающей, что активность школьника, сопровождая весь процесс становления личности, проявляется в творческой деятельности и развивается, продвигаясь по различным уровням:

1. Репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого человека. Еще Л.С. Выготский установил, что овладение всякой более сложной формой развития вначале осуществляется ребенком в сотрудничестве, а затем уже самостоятельно. В сотрудничестве происходит овладение идеальными образцами предметных действий и речевых форм, опытом других, что и происходит на основе репродуктивно-подражательной активности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Педагогические заметки:

Профессиональная деятельность педагога в рамках компетентностно-ориентированного образования
Проблема формирования профессиональной компетентности учителя решается исследователями с позиции различных подходов: системного, аксиологического, технологического, деятельностного, профессионально-личностного, компетентностного, контекстного и др. Каждый из подходов, являясь типом научного познани ...

Проявление отношений младших школьников в игровой деятельности
В структуру игры как процесса входят: - роли, взятые на себя играющими; - игровые действия как средство реализации этих ролей; - игровое употребление предметов, то есть замещение реальных вещей игровыми, условными; - реальные отношения между играющими; - сюжет (содержание) – область действительност ...

Формы и методы работы по правовому воспитанию дошкольников
Обучение осуществляется различными методами. В переводе с греческого языка «метод» означает путь к чему-то, способ достижения цели. Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. В таком ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru