2. Поисково-исполнительская активность представляет более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне ребенку нужно принять поставленную задачу и самому отыскать средства ее выполнения.
3. Творческая активность являет собой высший уровень, поскольку и сама задача может ставиться учащимся, и пути ее решения избираются новые, оригинальные.
Следовательно, мы можем выделить направленность процесса самореализации на деятельностное осуществление человеком своих возможностей, что закономерно приведет его от репродуктивно-подражательного через поисково-исполнительский к творческому уровню активности.
По мнению С.Л. Рубинштейна, субъект созидается и определяется в своих деяниях, в своей творческой самодеятельности, поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть. Ученый определяет самореализа-цию как один из важнейших мотивов человеческой деятельности, как стремление испытать и выявить свои силы и способности .
Современный психолог М.П. Гинзбург определяет самореализацию человека как активное участие в различных сферах жизнедеятельности и рассматривает данное понятие в единстве с самопознанием. В то же время самопознание он относит к ценностно-смысловой плоскости (как осознание каких-либо присвоенных ценностей как своих собственных), а самореализацию - к пространственно-временной плоскости (как воплощение этих ценностей в определенных видах деятельности). Ученый выделяет два аспекта самореализации: пространство и характер самореализации. Характер самореализации трактуется автором с позитивной точки зрения как творческий, а с негативной - как репродуктивный.
Изучение проблемы потребности в самореализации личности рядом авторов позволило прийти к выводу, что данная потребность является базовой духовной потребностью по отношению к другим потребностям и удовлетворяющейся практически во всех видах деятельности (Н.И. Шевандрин, М.Е. Волынка).
В ходе удовлетворения потребности в самореализации деятельность становится самодеятельностью, реализация способностей человека превращается в творческое самовыполнение, а творчество становится способом деятельности. Таким образом, самореализация личности характеризуется самодеятельным характером осуществления и творческими результатами.
Особенностью потребности в самореализации является циклический характер ее развития. То есть, удовлетворение потребности порождает потребность качественно нового уровня.
Личностная значимость самореализации личности во многом связана с проблемным характером взаимодействия человека и общества, преходящего в конфликтное взаимодействие личностной потребности в самореализации и реальных возможностей ее удовлетворения.
В связи с этим Н.И. Полубабкина считает, что самореализация - это диалектически противоречивый процесс поиска, обретения и осуществления личностью своих ключевых жизненных ценностей в основных формах своей социальной активности и жизнедеятельности через адекватное нахождение ею сфер приложения своих способностей. По мнению автора, внутренним источником самореализации выступает противоречие между волей и эмоциями, способностями и потребностями, индивидуальными ценностями и способностями и т.д.
Соотношение индивидуальной и социальной природы личности является важной и сложной научной проблемой. Некоторые отечественные авторы рассматривают противоречие социального и индивидуального как исходную детерминирующую характеристику психики (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский). Любой человек стремится к поддержанию тех или иных форм социальных связей с другими людьми и в тоже время к утверждению себя - тоже в той или иной форме - как индивида, как самостоятельного субъекта этих связей, что невозможно без психологического дистанцирования, обособления от других.
Педагогические заметки:
Описания технологии опыта
Ведущей идеей моего педагогического опыта является развитие творческой, поисковой, исследовательской деятельности учащихся. Использую проблемное обучение, я учитываю готовность учащихся к восприятию проблемного материала, общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обуч ...
Система работы по развитию речевых умений посредствам методов проектов
На основе анализа проведенного констатирующего эксперимента нами был разработан план и проведен формирующий эксперимент, который был проведен во время непрерывной преддипломной практики в средней общеобразовательной школы №3 г. Ростова-на-Дону. В эксперименте участвовала группа учащихся 6 «Б» класс ...
Организация рабочего места учащегося
Под рабочим (учебным) местом понимается определенная часть площади мастерской или цеха, находящаяся в ведении отдельного учащегося или бригады учащихся с наиболее целесообразно расположенным на ней оборудованием, приспособлениями, инструментами и материалами, необходимыми для выполнения учебно-прои ...