Категория цели воспитания в педагогике

Страница 1

Профессиональная деятельность педагога, как любая человеческая деятельность, предваряется осознанием цели. Отсутствие цели не позволяет классифицировать работу педагога с детьми как деятельность профессионала, эта работа может быть классифицирована лишь как некоторая активность, как совокупность действий, но ни в коем случае как воспитательный процесс.

Осознанная цель задает импульс деятельности. Осо­знание высокой и благородной цели мобилизует все твор­ческие силы человека. Достижение цели порождает глу­бокое удовлетворение, составляющее основу человеческого счастья, в том числе, профессионального.

Цель воспитания — ключевая категория педагоги­ческой науки. Ее выявление, формулировка, разработка — центральный момент создания педагогической концеп­ции.

Цель воспитания подрастающих поколений — преро­гатива государства, которое при широком участии науки и общественности формулирует ее как главный компонент своей педагогической политики. Что это значит в контекс­те управления функционированием и развитием образо­вательной культуры общества? Насколько демократично, современно такое положение? Государство обязано кон­ституировать, узаконить обеспечение экономических, пра­вовых и организационных условий достижения деклари­руемых воспитательных целей. Иначе говоря, на достиже­ние законодательно закрепляемых целей воспитания должны быть направлены все необходимые ресурсы об­щества при соответствующем контроле. Чем же опреде­ляется основная содержательная часть цели воспитания? Мировая и отечественная история образования свидетель­ствует о том, что содержательные параметры цели воспи­тания подрастающих поколений отражают уровни циви­лизации общества, его демократических характеристик, экономических возможностей, компетентности правитель­ства, служб прогнозирования и расчета реальных условий развития педагогических систем.

Общий характер цели позволяет быть ей реализован­ной при самых разнообразных вариациях обстоятельств.

Цель как продукт идеальный (нематериальный) очень подвижна, динамична, так как порождается сознанием деятельного человека, постоянно взаимодействующего с изменяющимся миром и постоянно меняющегося самого. Опыт, знания, события, анализ, эксперимент обогащают человека, и потому он носитель динамичного сознания, и его цель в ходе деятельного движения к ней преобразует­ся постоянно и незаметно для самого субъекта. Педагогу кажется, что и "вчера", и "сегодня" он исповедовал еди­ную цель, но стороннее изучение профессиональной педа­гогической работы свидетельствует о том, что целевое со­держание его работы значительно изменяется. Динамич­ность жизни обусловливает динамичность цели. И тут не имеет значения, говорили мы об отдельном педагоге, как субъекте цели, или подразумевали, что субъектом цели вы­ступает общество в качестве совокупного субъекта.

Учет данной особенности феномена цели предписывает общий характер цели, так чтобы в ее динамической изменчи­вости она могла бы оставаться целью как таковой, а человек мог бы организовать свою деятельность как последователь­ное движение к запланированному результату.

Динамичность цели в воспитательном процессе про­сматривается особенно четко, так как развитие ребенка стремительно и от класса к классу в школе, от возраста к возрасту, конкретная цель воспитания должна была бы от­вергаться и заменяться другой, чтобы учитывать социаль­но-психологические новообразования растущей личности. Общий же характер цели как конечного результата позво­ляет сохранять преемственность возрастных достижений и варьировать индивидуальный образ "воспитанного человека".

Среди непреходящих целей воспитания есть одна, похожая на мечту, выражающая наивысшее предназначение воспита­ния, — обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет, всестороннее и гармоническое развитие. Ее отчетливую форму­лировку встречаем уже у философов и педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, но корнями своими эта цель уходит в ан­тичные философские учения. В разное время в понятие всесто­роннего гармонического развития вкладывается различный смысл.

Трудности и ошибки в реализации цели воспитания — формировании всесторонне и гармонически развитой лично­сти — потребовали частичного сужения цели, пересмотра и конкретизации задач общеобразовательной школы, но отнюдь не привели к отмене самой цели. Разумной альтернативы все­стороннему и гармоническому воспитанию нет. Оно по-прежнему остается идеалом, к достижению которого с учетом допу­щенных ошибок будет стремиться новая отечественная школа. Это не отдаленный идеал, а вполне достижимая при разумной организации и поддержке всего общества цель.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Начальные и средние школы
Обучение в основном обязательно для детей от 6 или 7 и до 15 или 16 лет, в зависимости от провинции, в которой они живут, и бесплатно до окончания ими средней школы. В начале 1990–х в Канаде было более 16000 начальных и средних школ с общим числом учеников примерно в 5,3 миллиона. В начале1990-х Ка ...

Подготовка мастера уроку
В ходе подготовки к уроку мастер анализирует итоги предыдущих занятий, на основе этого уточняется содержание, тема и цель предстоящего урока. Тема определяет общее название той части учебного материала, который будет изучаться на уроке, т.е. "что изучается", а цель урока - "для чего ...

Повышение художественных знаний и практических умений
Профессиональная и общекультурная подготовка, полученная в педагогическом училище,— основа, которую в последующем необходимо обогащать знаниями в области искусства, умениями и навыками в рисовании, лепке, аппликации и конструировании. Важно углублять знания и по методике руководства изобразительной ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru