Таким образом, оказалось, что прежние ориентиры утеряны, хотя постепенно определились направления демократизации трудовой подготовки - её дифференциация, многовариантность содержания и форм, свобода выбора последних с учётом интересов и возможностей учащихся и педагогов. Одновременно произошли два характерных для переходного периода явления:
из-за кризиса в промышленности свернулась почти повсеместно та трудовая подготовка, которая состояла на иждивении у базовых предприятий;
в большинстве своем выжили и окрепли экономически эффективные (точнее, выгодные школ, предприятию, ребятам и взрослым) формы включения учащихся в труд.
Из чего же исходить учителю? Прежде всего, уяснить, что труд как компонент воспитательной системы существует тысячелетиями. Он был, есть и остаётся средством воспитания, позволяющим влиять на развитие личности. Сноровка и смекалка были и всегда будут нужны в жизни, каких бы высот в научно – техническом прогрессе не достигало человечество.
Трудовой компонент воспитательной системы важен и как организатор жизни школьников, как дело, требующее совместных согласованных усилий. Формирует социальное сознание. Подражание, взаимное стимулирование позволяет насытить жизнь коллектива, причем, и это важно, вовсе не обязательно замыкаться только на конкретном исполнительском уровне. Это может быть художественно–эстетическая, конструкторско-дизайнерская или другая деятельность, связанная с продуктивным выходом. Важно лишь, чтобы при этом потребности детей обогащались стремлением к внутреннему совершенствованию, заботой о людях. Утверждением достоинства своего и других людей, товарищества и справедливости.
Технологическое образование претерпело много изменений и некоторые их них сыграли не маловажную роль. Одно из таких находилось на территории Калужской области. Это Первая опытная станция основателем которой является Станислав Теофилович Шацкий.
В истории создания и деятельности Первой опытной станции по народному образованию можно наметить следующие 4 периода развития:
1912 - 1918 гг. – период возникновения в обществе "Детский труд и отдых" идеи организации опытной станции, рождённой потребностью педагогической практики.
1919 – 1921 гг. период создания и становления Первой опытной станции, первых попыток "нащупывания" связей между школой и соц. средой. Идёт активная подготовка кадров учителей, которые должны уметь реализовывать в практической деятельности идею связи школы с окружающей средой, быть одновременно педагогами и исследователями педагогического процесса.
Период с 1922 по 1928 годы – время наивысшего подъёма работы Первой опытной станции. Школа выступает центром воспитания детей в окружающей среде, она регулирует и координирует воспитательные воздействия семьи и общества. В этот период педагогический коллектив станции создаёт интересные образцы работы в области методики обучения, трудового, эстетического и физического воспитания.
Последний период существования – 1929 – 1932 годы отмечаются настойчивым стремлением руководства станции усилить связь школы с социальной средой. Школы станции выступают центрами культурной революции. Деятельность Первой опытной станции неотделимы от общего хода развития единой трудовой школы, которая является прекрасным образцом организации работы с детьми в 20-е годы и отражает в своей истории трудный, подчас мучительный, но героический, восхищающий нас мужеством и дерзаниями, интереснейший этап жизни советской школы.
Педагогические заметки:
Коррекция навязчивых мыслей и действий
При коррективном воспитании детей с этим недостатком характера необходима тактика твердого, уверенного и в то же время бережного отношения. Вследствие того, что речь идет о неустойчивых и чрезмерно впечатлительных детях, то приходится считаться с сильным недоверием, большим критическим отношением р ...
Возможности уроков английского языка в формировании коммуникативных навыков
у младших школьников
Возможности уроков английского языка в формировании коммуникативных навыков у младших школьников чрезвычайно широки. Прежде всего, сформулируем цель обучения иностранному языку младших школьников. Основной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие способности школьника к общению н ...
Суждения
Так не бывает Пожалуй, неверно Может быть Наверное, да Уверен(а), что да Обычно, все важные решения я принимаю без посторонней помощи. Я легко завязываю разговор с незнакомым человеком. Я никогда по собственному желанию не берусь за выполнение поручений. При подготовке к урокам довольно часто я чит ...