Этапы становления технологического образования в России

Информация о педагогике » Преподавание технологии обработки металлов » Этапы становления технологического образования в России

Страница 3

Евгений Николаевич Андреев (1829-1889) в работе "Правильная постановка, общественное значение и экономическая сторона технического образования" заложил основы многих современных программ и уставов учебных заведений. Иван Алексеевич Вышнеградский (1831 - 1895) в 1884 г. составил "Общий нормальный план промышленного образования в России" - первый документ, довольно полно определивший исходные положения создания системы профессионально-технического образования. Среди тех, кто разрабатывал основные вопросы трудового воспитания и профессионального образования, - Карл Юрьевич Цируль (1857-1924), преподаватель труда и методики трудового обучения в Петербургском учительском институте (а затем в институте имени А.И. Герцена). Следует упомянуть и Петра Алексеевича Кропоткина (1842 - 1921) - один из теоретиков анархизма, он занимался и различными науками, излагал в своих статьях взгляд на проблемы соединения умственного труда с физическим и общего образования с трудовым и физическим воспитанием.

Система образования в дореволюционной России ни в чем не уступала европейской и американской. Более того, как это будет далее показано, разработанные системы, в частности "русская", применялись во многих странах мира.

Необходимо отметить, что ни один компонент обучения не претерпевал за эти годы таких реформирований как труд. В одном из первых документов Советской власти, в "Положении о Единой трудовой школе РСФСР" (1918), отмечалось, что труд рассматривается как один из важнейших компонентов обучения, образования и всестороннего развития личности. Однако при реализации принципа построения единой трудовой школы в среде работников народного образования столкнулись разные точки зрении. Точка зрения, что трудовое обучение должно занять ведущее место в школьной системе обучения на время оказалась решающей. Но через некоторое время в школе внедрилась так называемая комплексная, или проектная, система обучения, согласно которой элементы знаний по основам наук группировались вокруг конкретных трудовых заданий учащихся, трудовая база комплексно-проектного обучения в большинстве школ ограничивалась природным окружением и сезонными работами.

С середины 20-х годов становится очевидным, что массовой общеобразовательной школе не удалось осуществить комплексные программы. В 1927 г. школа вернулась предметному обучению. Начавшаяся индустриализация страны вызвала усиленное внимание к трудовой подготовке. Она становится главной целью воспитательной системы общеобразовательной школы.

Однако в марте 1937 г. приказом Наркомпроса, подписанным наркомом А.С. Бубновым, трудовое обучение в общеобразовательной школе было отменено. Произошло окончательное огосударствление школы, и сформировалась авторитарная воспитательная система. Главным стало содержание, прошедшее "научно-марксисткую проработку". Такой воспитательной системе труд был не нужен, так как даже мешал формированию личности в требуемом направлении.

Но страна нуждалась в технической интеллигенции, и, вовлечение молодёжи "в поход за техникой" обрело форму клубно-досуговой деятельности.

В начале 50-х годов бурный технический прогресс вновь поставил пред общеобразовательной школой проблему подготовки учащихся к производительному труду.

Нужно обратить внимание: постановка проблем трудового обучения в школе неизбежно и теснейшим образом связана социально-экономическими изменениями в стране.

Но вот закончилась "хрущёвская оттепель". И в то время когда весь мир осваивал новейшие технологии, а трудовые обязанности в развитых странах приобрели новые функции, на отечественную школу была свалена подготовка огромных масс дешёвой и малоквалифицированной рабочей силы. Идеологическим стержнем школы и педагогики в теории и идеологии становится апофеоз труда призванный подвигнуть тружеников. Прежде всего, на молодёжь, на новые сверхусилия. Какие красивые слова произносились – "трудовой энтузиазм", "коммунистическое отношение к труду". Но появление аббревиатуры ОППТ (общественно полезный производительный труд), не подкреплённый ничем кроме внушаемой педагогической самодостаточности, привело к тому, что разрыв между действительной производительной деятельностью и той, которая имитировалась, стал разительным. Когда отшумели бурные речи по поводу пресловутой школьной реформы, наступившее время либерального романтизма, названное перестройкой, высветило не очень впечатляющие "достижения".

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Содержание логопедической работы по формированию моторных функций у детей экспериментальной группы
Развитие речи тесно связано с состоянием наших моторных функций. У детей с нарушениями речи имеются существенные отклонения в речевом и психомоторном развитии. У дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня недостаточно сформированы основные двигательные навыки и умения, общая моторная н ...

Значение коммуникативных навыков в формировании личности младших школьников
Прежде всего, мы посчитали необходимым изучить теоретические основы проблемы развития коммуникативных навыков. Для этого мною были проанализированы работы различных авторов по данной проблеме в процессе изучения английского языка. Основной вопрос, волнующий психологов разных стран, – роль общения с ...

Особенности фонетических нарушений речи дошкольников
Многие ученые пришли к выводу, что для того, чтобы речь развивалась нормально, ребенок должен быть психически и соматически здоровым, иметь нормальные умственные способности, слух, зрение, обладать достаточной психической активностью и потребностью в речевом общении, иметь полноценное речевое окруж ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru