Теоретико-методологические предпосылки развития профессиональной компетентности педагога в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Информация о педагогике » Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова » Теоретико-методологические предпосылки развития профессиональной компетентности педагога в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Страница 1

Понятие и классификация профессиональной компетентности педагога

Понятие компетенции -

1) обладающий знаниями, осведомленность в какой-либо области;

2) осведомленность, авторитетность, является признанным знатоком;

3) обладающий компетенцией, полноправный».

4) обладание основательными знаниями, хорошей осведомленностью в какой-либо области, внушающий доверия, авторитетный сведущий;

В целом понятие «профессионально-педагогическая компетентность» является интегративным по своему содержанию. Оно не сводится ни к отдельным качествам личности, ни к сумме знаний, умений, навыков и отражает имеющийся у человека потенциал и способность успешно реализовать его в педагогической деятельности. Профессиональная компетентность педагога представляет собой качественную характеристику личности специалиста, которая включает систему научно-теоретических знаний как в предметной области, так и в области педагогики и психологии. Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.). В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности А.К.Маркова называет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.

В отечественной педагогической науке наибольшее распространение получила трехуровневая иерархическая типология компетентностей, в частности, выделяют ключевые (универсальные, общепрофессиональные), базовые (общепредметные, профессиональные), предметные (специальные, конкретные) компетентности.

В первую группу относят компетентности, наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости, необходимые для любой деятельности и связанные с успехом личности в быстро меняющемся мире. Они свидетельствуют о таком уровне функциональной грамотности, который характеризуется целостностью и конкретностью восприятия ситуации, надпредметностью, междисциплинарностью, готовностью решать разные социальные и профессиональные задачи.

Ко второй группе относятся компетентности, отражающие специфику определенной профессиональной деятельности, для педагога это, прежде всего умение «переводить» содержание объективного процесса воспитания в конкретные задачи; умение построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему; умение выделить и установить взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие; умение учитывать и оценивать результаты педагогической деятельности. Таким образом, педагогическая компетентность представлена совокупностью умений двух планов – педагогически мыслить и действовать – и сводится к триаде «мыслить – действовать – мыслить».

Предметные (специальные) компетентности, составившие третью группу, отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Специальные компетентности можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетентностей в области учебного предмета, в конкретной области профессиональной деятельности.

Вызывает интерес и другая иерархическая модель педагогической компетентности, в которой каждый следующий блок опирается на предыдущий, создавая «платформу для “вырастания”» следующих компонентов. Составляющие модель блоки представляют собой шесть видов педагогической компетентности:

знаниевую, деятельностную, коммуникативную, эмоциональную, личностную, творческую. Подчеркивается особая значимость принципа последовательности, имеющего прямое отношение к формированию компетентности педагога в процессе его обучения. Вырванный из контекста отдельный блок не обеспечит необходимой профессиональной компетентности педагога.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Анализ современных действующих программ по физическому воспитанию учащихся
Анализ научно-методической литературы свидетельствует о необходимости коренного изменения организации физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. В системе физического воспитания переосмысливаются цели, содержание, методика, формы урочных и внеурочных занятий. Многие недостатки физиче ...

Цели деятельности социального педагога
Социальный педагог – специалист, организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми в различных социокультурных средах (семья, учебное заведение, дошкольное учреждение, детский дом, приют, трудовой коллектив, учреждение дополнительного образования и др.). Социальный педагог изучает ...

Организация и методика констатирующего эксперимента
Комплексное логопедическое обследование детей с дизартрией проводилось в МДОУ №85. В данном обследовании принимали участие 10 детей с дизартрией старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в ноябре 2009 г. Целью данного исследования было: выявление особенностей неречевых и речевых функц ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru