Этапы становления технологического образования в России

Информация о педагогике » Преподавание технологии обработки металлов » Этапы становления технологического образования в России

Страница 2

Дворянин Татищев считал, что надо учить и детей крестьян (как мальчиков, так и девочек): до 10 лет - чтению и письму, а с 10 до 15 лет - различным ремеслам. Его инструкции по организации, содержанию, методам обучения и воспитания, требования к учителям абсолютно вписываются в современные подходы. Этот фактически один из первых дидактов и методистов общего первоначального и профессионального обучения уже тогда продумал критерии, ценность которых непреходяща.

Процитируем лишь один пункт из его "Учреждения, коим порядком учителя русских школ имеют поступать", для лучшего восприятия приведя текст в современной транскрипции: "Учитель есть человек, который детей читать и писать или иным наукам и познанию полезных правил и жизни человеческой обучает. И в этом он как отец им общий вместо многих родителей. Он должен по совести не только в их учении, но и во всех делах, обхождениях и поступках твердое и прилежное надзирание иметь, как отец к своим детям. И им без лени и проволочки все ясно и внятно лучшим образом и убедительно показывать.

А так как известно, что дети смотрят на образ жизни старших и прилежно ему следуют, того ради должен учитель быть благоразумен, кроток, трезв, не пьяница, не буян, не блудник, не вороват, не лжив, от всякого зла и неприличных поступков отдален, чтобы своей доброй и честной жизнью являться образцом для своих учеников. В противном случае не только перед судом Божьим, но и его высочества судом за всякое преступление и проступок отвечать должен".

Заметьте, как четко выражены нравственные критерии личности педагога, а у Татищева еще много пунктов, которые, касаясь взаимоотношений учителя и учеников, почти полностью приемлемы сегодня. Чтобы лишний раз осознать, как непросты были наши предки, посмотрим, как Татищев формулирует в своих документах педагогические вопросы обучения "искусствам и ремеслам".

Главными он считает: "предварение ремесленного обучения общим образованием", сочетание знаний по математике, геометрии, черчению и рисованию с формированием практических умений в ходе производственного обучения; понимание учениками существа производимых работ, стремление к их усовершенствованию; определение профессии ученика с учетом его способностей и интересов; материальное вознаграждение ученика за выполненную работу в процессе производственного обучения.

Согласитесь, любой современный педагог не откажется ни от одной строчки из положений, приведенных выше.

Значительный вклад в борьбу против невежества, за широкое распространение науки и просвещения сделали Михаил Васильевич Ломоносов (1711 - 1765) и Иван Иванович Бецкой (1704 - 1795), которому Россия обязана открытием первого женского училища - Института благородных девиц в Петербурге, Александр Николаевич Радищев (1749-1802) с его "Рассуждением о труде и праздности" и другие.

Прогрессивные педагоги и деятели народного образования России периода капиталистического развития (60 - 90-е годы XIX в) последовательно создавали сокровищницу отечественной профессиональной школы. Вот краткое перечисление их трудов, дающее представление о направлениях разработок.

Николай Платонович Огарев (1813 - 1877) разрабатывал основы народных земледельческих училищ. Из школьного курса вы помните, какие представления о труде высказывал Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889). Дмитрий Иванович Писарев (1840-1868) был сторонником реального образования, о чем писал в своей книге "Школа и жизнь".

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) рассматривал труд как важнейшее средство воспитания, его статья "Необходимость ремесленных школ в столицах" (1868) стала вехой в деле подготовки рабочих кадров. Николай Александрович Корф (1834 - 1883) разрабатывал концепцию педагогически-ремесленных мастерских при элементарной школе.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Выбор и использование музыкального сопровождения на уроке физической культуры
Выбирать музыкальное сопровождение необходимо с учётом её воздействия на организм и психику человека, но не менее важно учитывать и саму специфику урока физической культурой. Его структура имеет три части – подготовительная, основная и заключительная, каждая из которых решает свои задачи. В зависим ...

Примерный алгоритм обучения просмотровому чтению
Внимательно прочитайте заголовок текста, постарайтесь вникнуть в его смысл, определить главную мысль текста. Прочитайте первое предложение текста. Сопоставьте его содержание с заголовком. Прочитайте первый абзац. Сопоставьте его содержание со своим представлением о главной мысли текста. Просмотрите ...

Современные факторы, влияющие на эффективность системы воспитания патриотизма
В Большой Советской Энциклопедии понятие "фактор" определяется как "причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер, или отдельные черты" (нем. Faktor, от лат. Factor - делающий, производящий). Факторы, влияющие на воспитание, понимаются как обстоятельства ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru