Организация и проведение исследования

Исследование проводилось в два этапа. В нем участвовали по 10 воспитанников из каждого детского дома (детский дом №59 и детский дом г. Железногорска). Это дало возможность сравнить уровень инициативности и выяснить его зависимость от выраженности условий среды, которые были обозначены в теоретической части. Должна была подтвердиться закономерность – чем ярче выражены данные условия, тем выше уровень инициативности воспитанников подросткового возраста.

На этом этапе было проведено исследование инициативности у воспитанников двух детских домов. Для этого были использованы ранее разработанные методики: «Использование метода наблюдения для оценки волевых качеств»

(разработана А.И. Высоцким), «Самооценка волевых качеств»

(разработана Н.Е. Стамбуловой) .

Были выбраны именно эти две методики, чтобы исследовать инициативность и изнутри, и снаружи. Такое рассмотрение предмета исследования, по моему мнению, дает более полную и объективную картину уровня инициативности. Как и любая характеристика качества человека, уровень инициативности складывается из соотнесения собственного мнения о ней и мнения окружающих.

Так как обе методики направлены на исследование целого списка волевых качеств человека, были использованы части методик, посвященные исключительно инициативности. Для исследования внутренней личностной стороны данного качества была использована методика самооценки. Также основанием выбора данной методики послужил тот факт, что в подростковом возрасте формируется самосознание и одним из доминирующих является интерес к себе (а также ценность искренности своей и окружающих). Конечно, низкая самооценка и одновременно желание быть взрослым обусловило некоторые погрешности результатов методики, но для объективности и было выбрано рассмотрение с двух сторон.

1.

Самооценка уровня инициативности и самостоятельности.

В части методики самооценки оценивается уровень развития волевых качеств – инициативности и самостоятельности.

Опросник позволяет диагностировать два параметра волевого качества: выраженность и генерализованность. Под выраженностью качества понимается наличие и устойчивость проявления основных его признаков, под генерализованностью – универсальность качества, т.е. широта его проявления в различных жизненных ситуациях и видах деятельности.

Текст опросника.

Прочтите внимательно каждое суждение. Подумайте, насколько оно характерно для вас, подходит вам. Выберите соответствующий ответ из пяти предлагаемых вариантов. Поставьте галочку или крестик в клетке с подходящим ответом.

Педагогические заметки:

Педагогические исследования проблемы правового воспитания детей дошкольного возраста
Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан, растет ответственность человека за свою судьбу. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной си ...

Развитие речи дошкольников в игровой деятельности
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая иницативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведуще ...

Психофизиологические основы восприятия звуков
Человек с самого рождения существует в постоянном окружении многообразных звуков. Воспринимая их, он ориентируется в среде, общается с другими людьми, обменивается опытом игровой, учебной и трудовой деятельности. В процессе слушания ребенок получает различную информацию. Во-первых, он узнает что ил ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru