Организация и проведение исследования

Исследование проводилось в два этапа. В нем участвовали по 10 воспитанников из каждого детского дома (детский дом №59 и детский дом г. Железногорска). Это дало возможность сравнить уровень инициативности и выяснить его зависимость от выраженности условий среды, которые были обозначены в теоретической части. Должна была подтвердиться закономерность – чем ярче выражены данные условия, тем выше уровень инициативности воспитанников подросткового возраста.

На этом этапе было проведено исследование инициативности у воспитанников двух детских домов. Для этого были использованы ранее разработанные методики: «Использование метода наблюдения для оценки волевых качеств»

(разработана А.И. Высоцким), «Самооценка волевых качеств»

(разработана Н.Е. Стамбуловой) .

Были выбраны именно эти две методики, чтобы исследовать инициативность и изнутри, и снаружи. Такое рассмотрение предмета исследования, по моему мнению, дает более полную и объективную картину уровня инициативности. Как и любая характеристика качества человека, уровень инициативности складывается из соотнесения собственного мнения о ней и мнения окружающих.

Так как обе методики направлены на исследование целого списка волевых качеств человека, были использованы части методик, посвященные исключительно инициативности. Для исследования внутренней личностной стороны данного качества была использована методика самооценки. Также основанием выбора данной методики послужил тот факт, что в подростковом возрасте формируется самосознание и одним из доминирующих является интерес к себе (а также ценность искренности своей и окружающих). Конечно, низкая самооценка и одновременно желание быть взрослым обусловило некоторые погрешности результатов методики, но для объективности и было выбрано рассмотрение с двух сторон.

1.

Самооценка уровня инициативности и самостоятельности.

В части методики самооценки оценивается уровень развития волевых качеств – инициативности и самостоятельности.

Опросник позволяет диагностировать два параметра волевого качества: выраженность и генерализованность. Под выраженностью качества понимается наличие и устойчивость проявления основных его признаков, под генерализованностью – универсальность качества, т.е. широта его проявления в различных жизненных ситуациях и видах деятельности.

Текст опросника.

Прочтите внимательно каждое суждение. Подумайте, насколько оно характерно для вас, подходит вам. Выберите соответствующий ответ из пяти предлагаемых вариантов. Поставьте галочку или крестик в клетке с подходящим ответом.

Педагогические заметки:

Дидактика и ее основные категории
Дидактика (от греч. didaktikos — поучающий и didasko — изучающий) — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения. Аналогич ...

Современные игрушки как фактор, влияющий на особенности современного детства
Игрушка — обязательный спутник детских игр. Она отвечает за потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет ...

Кризисное общество и ценности молодого поколения
«Американская мечта», «Японское чудо», «Величие Франции», «Правь, Британия, морями!» - все это проявления национальной идеи, а без такой высшей идеи не может существовать ни один человек, ни одна нация. Национальной она является потому, что выражает такое важное условие национальной жизни, как пере ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru