Организация и проведение исследования

Исследование проводилось в два этапа. В нем участвовали по 10 воспитанников из каждого детского дома (детский дом №59 и детский дом г. Железногорска). Это дало возможность сравнить уровень инициативности и выяснить его зависимость от выраженности условий среды, которые были обозначены в теоретической части. Должна была подтвердиться закономерность – чем ярче выражены данные условия, тем выше уровень инициативности воспитанников подросткового возраста.

На этом этапе было проведено исследование инициативности у воспитанников двух детских домов. Для этого были использованы ранее разработанные методики: «Использование метода наблюдения для оценки волевых качеств»

(разработана А.И. Высоцким), «Самооценка волевых качеств»

(разработана Н.Е. Стамбуловой) .

Были выбраны именно эти две методики, чтобы исследовать инициативность и изнутри, и снаружи. Такое рассмотрение предмета исследования, по моему мнению, дает более полную и объективную картину уровня инициативности. Как и любая характеристика качества человека, уровень инициативности складывается из соотнесения собственного мнения о ней и мнения окружающих.

Так как обе методики направлены на исследование целого списка волевых качеств человека, были использованы части методик, посвященные исключительно инициативности. Для исследования внутренней личностной стороны данного качества была использована методика самооценки. Также основанием выбора данной методики послужил тот факт, что в подростковом возрасте формируется самосознание и одним из доминирующих является интерес к себе (а также ценность искренности своей и окружающих). Конечно, низкая самооценка и одновременно желание быть взрослым обусловило некоторые погрешности результатов методики, но для объективности и было выбрано рассмотрение с двух сторон.

1.

Самооценка уровня инициативности и самостоятельности.

В части методики самооценки оценивается уровень развития волевых качеств – инициативности и самостоятельности.

Опросник позволяет диагностировать два параметра волевого качества: выраженность и генерализованность. Под выраженностью качества понимается наличие и устойчивость проявления основных его признаков, под генерализованностью – универсальность качества, т.е. широта его проявления в различных жизненных ситуациях и видах деятельности.

Текст опросника.

Прочтите внимательно каждое суждение. Подумайте, насколько оно характерно для вас, подходит вам. Выберите соответствующий ответ из пяти предлагаемых вариантов. Поставьте галочку или крестик в клетке с подходящим ответом.

Педагогические заметки:

Нормативно-правовая основа реализации ПНП на территории муниципального образования г. Южно- Сахалинска
школьное образование муниципальный Национальный проект «Образование» В целях реализации проекта на территории области утвержден региональный сетевой план-график основных мероприятий на 2012 год. По направлению «Модернизация системы дошкольного образования» реализуется долгосрочная целевая программа ...

Упражнения для формирования речевого дыхания у подростков и взрослых
Упражнение 1 Встать прямо. Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох носом так, чтобы было приятное, легкое ощущение вдоха, без напряжения. Выдыхать следует через рот. Затем выждать естественную в цикле дыхания паузу, ...

Этапы становления фонематического слуха у дошкольников
Работа по развитию у ребенка тонкого фонематический слуха и правильного звукопроизношения невозможна без знания общих закономерностей развития речи, этапов ее формирования и осознания звуковой стороны языка. Авторы книги «Основы логопедии» Т.Б. Филичева, Н. А. Чевелева и Г. В. Чиркина считают, что ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru