Организация и проведение исследования

Исследование проводилось в два этапа. В нем участвовали по 10 воспитанников из каждого детского дома (детский дом №59 и детский дом г. Железногорска). Это дало возможность сравнить уровень инициативности и выяснить его зависимость от выраженности условий среды, которые были обозначены в теоретической части. Должна была подтвердиться закономерность – чем ярче выражены данные условия, тем выше уровень инициативности воспитанников подросткового возраста.

На этом этапе было проведено исследование инициативности у воспитанников двух детских домов. Для этого были использованы ранее разработанные методики: «Использование метода наблюдения для оценки волевых качеств»

(разработана А.И. Высоцким), «Самооценка волевых качеств»

(разработана Н.Е. Стамбуловой) .

Были выбраны именно эти две методики, чтобы исследовать инициативность и изнутри, и снаружи. Такое рассмотрение предмета исследования, по моему мнению, дает более полную и объективную картину уровня инициативности. Как и любая характеристика качества человека, уровень инициативности складывается из соотнесения собственного мнения о ней и мнения окружающих.

Так как обе методики направлены на исследование целого списка волевых качеств человека, были использованы части методик, посвященные исключительно инициативности. Для исследования внутренней личностной стороны данного качества была использована методика самооценки. Также основанием выбора данной методики послужил тот факт, что в подростковом возрасте формируется самосознание и одним из доминирующих является интерес к себе (а также ценность искренности своей и окружающих). Конечно, низкая самооценка и одновременно желание быть взрослым обусловило некоторые погрешности результатов методики, но для объективности и было выбрано рассмотрение с двух сторон.

1.

Самооценка уровня инициативности и самостоятельности.

В части методики самооценки оценивается уровень развития волевых качеств – инициативности и самостоятельности.

Опросник позволяет диагностировать два параметра волевого качества: выраженность и генерализованность. Под выраженностью качества понимается наличие и устойчивость проявления основных его признаков, под генерализованностью – универсальность качества, т.е. широта его проявления в различных жизненных ситуациях и видах деятельности.

Текст опросника.

Прочтите внимательно каждое суждение. Подумайте, насколько оно характерно для вас, подходит вам. Выберите соответствующий ответ из пяти предлагаемых вариантов. Поставьте галочку или крестик в клетке с подходящим ответом.

Педагогические заметки:

Работа по формированию самоконтроля поведения гиперактивных подростков
Цель: апробировать комплекс мероприятий по формированию самоконтроля поведения гиперактивных подростков. Задачами комплекса мероприятий были: 1) Содействовать формированию умений у гиперактивных подростков контролировать свои эмоции; 2) Развивать коммуникативные умения, умения взаимодействия, беско ...

Анализ современных действующих программ по физическому воспитанию учащихся
Анализ научно-методической литературы свидетельствует о необходимости коренного изменения организации физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. В системе физического воспитания переосмысливаются цели, содержание, методика, формы урочных и внеурочных занятий. Многие недостатки физиче ...

Раннее развитие музыкальных способностей детей до года
Самый первый и самый совершенный музыкальный инструмент, с которым знакомятся дети, - это мамин голос, нежно напевающий колыбельную. Однако было бы ошибкой думать, что едва родившемуся крохе недоступна другая, более сложная музыка. К моменту рождения ребенок имеет не только сформированный, но и дос ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru