Экспериментальное исследование

Страница 1

С целью выявления эффективных условий развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста, мы провели диагностику чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.

В нашем экспериментальном исследовании участвовали дети старшей группы МДОУ №13 "Светлячок". Всего принимало участие 14 детей.

План исследования:

1. Проведение первоначальной диагностики

2. Проведение музыкально-дидактических игр, составление индивидуальных карт на каждого ребёнка.

3. Отслеживание результатов.

4. Проведение итоговой диагностики.

Задачи исследования:

1. Выявить уровень развития у детей старшего дошкольного возраста ритмического слуха как компонента музыкальности;

2. Выявить эффективные условия развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Формой проведения эксперимента были музыкальные занятия, а также индивидуальные работы с детьми, которые проходили четыре раза в неделю. Всего было проведено 16 занятий, последнее из которых является контрольным.

Приёмы и методы, используемые в работе: побуждения, предложения, совместного поиска, наблюдения, помощи.

Этапы эксперимента: Экспериментальное исследование проходило в три этапа:

I этап - констатирующий эксперимент.

Первый этап проходил в старшей группе детского сада. С детьми данной группы я провела диагностику К. Тарасовой. Целью, которой являлось выявление первоначального уровня развития чувства ритма детей старшего дошкольного возраста.

Для выявления данного уровня развития чувства ритма были проведены различные задания, которые включали в себя музыкально - дидактические игры и ритмические упражнения.

Первая серия заданий

была направлена на формирование музыкально-ритмических движений под музыку различного характера, а также на соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма) Детям были поставлены для прослушивания три музыкальных произведения П. И Чайковского: "Марш деревянных солдатиков", " Неаполитанская песенка" и "Вальс цветов".

Мы наблюдали следующие показатели. У детей отмечена неуверенность, робость при выполнении задания. Движения примитивны, не выразительны, не ритмичны. Дети не обладают запасом движений. Многие дети просто повторяют движения других детей.

Критерий формирования музыкально-ритмических движений:

1 балл - если движения соответствуют характеру музыки, при этом

ребенок самостоятельно начинает и заканчивает движение вместе с музыкой, меняет движения в ответ на звучание каждой части музыкального произведения, т.е. характера, образа каждого музыкальной фразы.

0 баллов - если движения не соответствуют характеру и ритму музыки, отказ. Ребенок ориентирован только на начало и конец звучания произведения, а также на счет и показ взрослого.

Вторая серия заданий была направлена на выявление ритмичности с помощью прохлопывания ритмического рисунка музыкального фрагмента или попевки. Здесь использовалась русская народная музыка " Калинка" и попевка Е. Тиличеевой " Летчик". Дети с большим интересом выполняли

задание, даже там где имелись ритмические неточности, дети их таковыми не

воспринимали, считая, что все выполняют верно.

По результатам этих данных мы выявили три уровня: высокий (3 балла), средний (2-1 балла) и низкий (0 балл)

Высокий уровень - ребенок правильно воспроизводит ритм, осознает и самостоятельно точно воспроизводит ритмический рисунок произведения.

Средний уровень - воспроизводит то ритм, то метр или только метр, воспроизводит рисунок музыкального произведения с помощью музыкального руководителя

Низкий уровень - ребенок действует беспорядочно, не может показать ритмический рисунок произведения после подробного разбора и показа его руководителем.

IIэтап - формирующий эксперимент

Исходя из полученных данных констатирующего эксперимента, из общего количества детей старшей группы была отобрана экспертная подгруппа в количестве 7 человек. Формирующий эксперимент включал в себя занятия,

которые проводились в форме игр, упражнений, то есть доступной и понятной для детей деятельности.

В первую неделю были проведены 4 музыкально-ритмические игры такие как:

"Тень - тень" В. Калинников.

Цель. Развитие чувства ритма, слухового внимания, развитие певческого голоса, чистое интонирование мелодии, соотношение ритма с изображаемой схемой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Работа по формированию самоконтроля поведения гиперактивных подростков
Цель: апробировать комплекс мероприятий по формированию самоконтроля поведения гиперактивных подростков. Задачами комплекса мероприятий были: 1) Содействовать формированию умений у гиперактивных подростков контролировать свои эмоции; 2) Развивать коммуникативные умения, умения взаимодействия, беско ...

Психолого-педагогическое изучение участников исследования
Группа состоит из трёх мальчиков и четырёх девочек в возрасте от пяти до шести лет. Практически в анамнезе каждого ребёнка отмечается наличие симптомов мышечной дистонии, внутричерепной гипертензии; незначительное отставание в психомоторном развитии до года; соматическая ослабленность. В ходе психо ...

Методы диагностики готовности к школьному обучению
Готовность ребенка к школьному обучению определяется системным обследованием состояния интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Каждая из этих сфер изучается рядом адекватных методик, направленных на выявление: 1) уровня психического развития; 2) наличия необходимых нав ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru