Изучение особенностей социально-психологической дезадаптации младших подростков

Информация о педагогике » Социально-педагогическая профилактика социально-психологической дезадаптации младших подростков » Изучение особенностей социально-психологической дезадаптации младших подростков

Страница 1

Экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ СОШ с. Сеченово. Целью нашего исследования явилось изучение социально – психологической дезадаптации младших подростков. В исследовании принимали участие 36 подростков, в экспериментальную группу вошло 18 человек 5 «А» класса, а в контрольную группу вошло 18 человек 5 «Б» класса.

Исследуя характеристики детей и проведя беседу с работниками учреждения мы пришли к выводу, что для проведения исследования должны быть отобраны методики: шкала социально-психологической адаптированности (шкала СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда; методика Р.В. Овчаровой «Склонность подростков к отклоняющемуся поведению»; экспресс – методика М.И. Рожкова «Изучение социальности ребенка».

При выборе методик учитывались: положительная оценка применения и надежность по данным ряда отечественных исследований, допустимость методик для детей подросткового возраста, пригодность данных методик для группового обследования.

Следующий набор методик предназначается для изучения социально-психологической дезадаптации младших подростков. Каждая из этих характеристик может рассматриваться отдельно и вместе с тем, как частная оценка в целом. Для диагностики перечисленных характеристик предлагаются различные методические приемы. В заключение обследования детей по всем представленным здесь методикам, можно вывести общую, интегральную оценку уровня социально-психологической дезадаптации подростков.

Методики можно найти в книге Е.И. Рогова «Настольная книга практического психолога» в главе «работа психолога с подростками».

Далее приводится описание используемых в исследовании психодиагностических методик.

Шкала социально-психологической адаптированности (шкала СПА) разработана К. Роджерсом и Р. Даймондом и адаптирована Т.В. Снегиревой.

Методика направлена на определение коэффициента социально-психологической адаптированности, выявление факторов дезадаптации подростков. Определяет характер отношений человека с социальным окружением, выявляет уровень адаптированности, т.е. согласованность требований социальной среды и личностных тенденций, определяет реалистичную оценку себя и окружающей действительности, личностную активность, гибкость, социальную компетентность, способность отвечать за свое поведение.

Шкала состоит из 101 суждения, которые представлены в приложении 1, из них 36 соответствуют критериям социально-психологической адаптированности личности. Напротив, критерии дезадаптации – 37 высказываний, предполагают: неприятие себя и других, наличие защитных барьеров в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся решение проблем, негибкость. Оставшиеся 28 высказываний – нейтральны. В число последних включена также контрольная шкала («шкала лжи»). Шкала ориентирована на возраст от 14 лет и старше. Выполнение теста длится примерно 45 мин.

Инструкция. На следующих страницах напечатаны высказывания о поведении человека, его мыслях, переживаниях. При чтении каждого высказывания подумайте, насколько оно может быть отнесено к вам, и обведите кружком одну из цифр, напечатанных под высказыванием: 1, 2, 3, 4, 5, б, 7 – в зависимости от того, в какой степени оно характерно для вас. Что означает каждая цифра, напечатано вверху на каждой из следующих страниц.

Совершенно ко мне не относится – 1, Не похоже на меня – 2, Пожалуй, не похоже на меня – 3, Не знаю – 4, Пожалуй, похоже на меня – 5, Похоже на меня – 6, Точно про меня – 7.

В подростковом возрасте, для которых в наибольшей степени предназначен данный инструмент, средние индексы социально-психологической адаптированности располагаются обычно в пределах 39 – 44 баллов. Сопоставление коэффициентов СПА с объективными показателями – успеваемостью, позицией ученика в системе межличностных отношений в классе – крайне желательно, ибо позволяет выявить адекватность полученных с помощью шкалы данных. Одной и той же величины индексы, скажем, очень высокие, тяготеющие к 50, могут быть вполне адекватными (как, например, в группе наиболее успевающих и популярных в классе учащихся) или завышенными, свидетельствующими об особенностях личностного реагирования учащихся на их страдающую огрехами реальную практику деятельности и отношений с окружающими, о компенсаторных и гиперкомпенсаторных тенденциях в отношении к себе самому и требованиям действительности.

За низкими индексами СПА, тяготеющими к 30, также могут стоять совершенно различные причины. Они могут быть адекватной реакцией на неуспех в учении, неблагополучие в отношениях со сверстниками, неправильное отношение и негативную установку учителя по отношению к ученику, но могут свидетельствовать об отклонениях сугубо в сфере субъективных переживаний.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Методы диагностики готовности к школьному обучению
Готовность ребенка к школьному обучению определяется системным обследованием состояния интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Каждая из этих сфер изучается рядом адекватных методик, направленных на выявление: 1) уровня психического развития; 2) наличия необходимых нав ...

Метод коррекции через труд
Прежде чем описывать сам метод коррекции через труд, мы бы хотели описать трудовое воспитание в специальной коррекционной школе VIII вида. Трудовое воспитание детей в специальной коррекционной школе VIII вида. Одной из задач специальной коррекционной школы VIII вида является трудовое воспитание уча ...

Приемы и методы обучения детей дошкольного возраста
Методы, используемые при обучении детей движениям, собираются в соответствии с определяющими их источниками. К ним относятся объекты окружающей действительности, слово и практическая деятельность. Раскрытие закономерностей успешного обучения является основной проблемой советской дидактики. Советска ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru