Изучение особенностей социально-психологической дезадаптации младших подростков

Информация о педагогике » Социально-педагогическая профилактика социально-психологической дезадаптации младших подростков » Изучение особенностей социально-психологической дезадаптации младших подростков

Страница 1

Экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ СОШ с. Сеченово. Целью нашего исследования явилось изучение социально – психологической дезадаптации младших подростков. В исследовании принимали участие 36 подростков, в экспериментальную группу вошло 18 человек 5 «А» класса, а в контрольную группу вошло 18 человек 5 «Б» класса.

Исследуя характеристики детей и проведя беседу с работниками учреждения мы пришли к выводу, что для проведения исследования должны быть отобраны методики: шкала социально-психологической адаптированности (шкала СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда; методика Р.В. Овчаровой «Склонность подростков к отклоняющемуся поведению»; экспресс – методика М.И. Рожкова «Изучение социальности ребенка».

При выборе методик учитывались: положительная оценка применения и надежность по данным ряда отечественных исследований, допустимость методик для детей подросткового возраста, пригодность данных методик для группового обследования.

Следующий набор методик предназначается для изучения социально-психологической дезадаптации младших подростков. Каждая из этих характеристик может рассматриваться отдельно и вместе с тем, как частная оценка в целом. Для диагностики перечисленных характеристик предлагаются различные методические приемы. В заключение обследования детей по всем представленным здесь методикам, можно вывести общую, интегральную оценку уровня социально-психологической дезадаптации подростков.

Методики можно найти в книге Е.И. Рогова «Настольная книга практического психолога» в главе «работа психолога с подростками».

Далее приводится описание используемых в исследовании психодиагностических методик.

Шкала социально-психологической адаптированности (шкала СПА) разработана К. Роджерсом и Р. Даймондом и адаптирована Т.В. Снегиревой.

Методика направлена на определение коэффициента социально-психологической адаптированности, выявление факторов дезадаптации подростков. Определяет характер отношений человека с социальным окружением, выявляет уровень адаптированности, т.е. согласованность требований социальной среды и личностных тенденций, определяет реалистичную оценку себя и окружающей действительности, личностную активность, гибкость, социальную компетентность, способность отвечать за свое поведение.

Шкала состоит из 101 суждения, которые представлены в приложении 1, из них 36 соответствуют критериям социально-психологической адаптированности личности. Напротив, критерии дезадаптации – 37 высказываний, предполагают: неприятие себя и других, наличие защитных барьеров в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся решение проблем, негибкость. Оставшиеся 28 высказываний – нейтральны. В число последних включена также контрольная шкала («шкала лжи»). Шкала ориентирована на возраст от 14 лет и старше. Выполнение теста длится примерно 45 мин.

Инструкция. На следующих страницах напечатаны высказывания о поведении человека, его мыслях, переживаниях. При чтении каждого высказывания подумайте, насколько оно может быть отнесено к вам, и обведите кружком одну из цифр, напечатанных под высказыванием: 1, 2, 3, 4, 5, б, 7 – в зависимости от того, в какой степени оно характерно для вас. Что означает каждая цифра, напечатано вверху на каждой из следующих страниц.

Совершенно ко мне не относится – 1, Не похоже на меня – 2, Пожалуй, не похоже на меня – 3, Не знаю – 4, Пожалуй, похоже на меня – 5, Похоже на меня – 6, Точно про меня – 7.

В подростковом возрасте, для которых в наибольшей степени предназначен данный инструмент, средние индексы социально-психологической адаптированности располагаются обычно в пределах 39 – 44 баллов. Сопоставление коэффициентов СПА с объективными показателями – успеваемостью, позицией ученика в системе межличностных отношений в классе – крайне желательно, ибо позволяет выявить адекватность полученных с помощью шкалы данных. Одной и той же величины индексы, скажем, очень высокие, тяготеющие к 50, могут быть вполне адекватными (как, например, в группе наиболее успевающих и популярных в классе учащихся) или завышенными, свидетельствующими об особенностях личностного реагирования учащихся на их страдающую огрехами реальную практику деятельности и отношений с окружающими, о компенсаторных и гиперкомпенсаторных тенденциях в отношении к себе самому и требованиям действительности.

За низкими индексами СПА, тяготеющими к 30, также могут стоять совершенно различные причины. Они могут быть адекватной реакцией на неуспех в учении, неблагополучие в отношениях со сверстниками, неправильное отношение и негативную установку учителя по отношению к ученику, но могут свидетельствовать об отклонениях сугубо в сфере субъективных переживаний.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Условия формирования технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста
Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимы определенные условия. Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка в детском саду: здание детского сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, пред ...

Перспективно-тематическое планирование факультатива. Определение места и значения факультатива в профессиональной подготовке будущих специалистов
Проведение факультатива «Декорирование окон», предназначенного для будущих дизайнеров представляется нам достаточно актуальным на сегодняшний день. Современное общество России, живущее в рыночном изобилии, стремится жить более красиво и комфортно. И текстильное оформление интерьеров завоевывает нов ...

Методы воспитания творческой активности детей дошкольного возраста
На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Вся трудность заключается в нахождении этой взаимосвязи. Творческий процесс предполагает создание детьми выразительного образа доступными им ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru