Изучение особенностей социально-психологической дезадаптации младших подростков

Информация о педагогике » Социально-педагогическая профилактика социально-психологической дезадаптации младших подростков » Изучение особенностей социально-психологической дезадаптации младших подростков

Страница 2

Методика Р.В. Овчаровой «Склонность подростков к отклоняющемуся поведению».

Методика выявления предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении подростков представляется (под ред. Р.В. Овчаровой). Методика содержит семь шкал.

В целом опросник включает 98 неповторяющихся пунктов-утверждений, представленных в приложении 2. Обработка результатов предполагает соотнесение вариантов ответов участников с ключом, представленным в приложении. Каждому ответу в соответствии с ключом присваивается один балл. Затем по каждой шкале подсчитывается суммарный балл, который и сравнивается с тестовыми нормами, приведенными ниже. При отклонении индивидуальных результатов испытуемого от среднего суммарного балла по шкале больше, чем на 15, измеряемую психологическую характеристику можно считать выраженной.

Цель методики: выявление уровня социальной активности; выявление уровня социальной адаптированности; выявление уровня социальной автономности; выявление уровня нравственной воспитанности.

Таким образом, эмпирическое исследование основано на выявлении у дезадаптированных подростков уровня социально-психологической адаптированности и социальности, склонности к отклоняющемуся поведению.

Шкала социально-психологической адаптированности (шкала СПА) разработана К. Роджерсом и Р. Даймондом и адаптирована Т.В. Снегиревой направлена на определение коэффициента социально-психологической адаптированности, выявление факторов дезадаптации подростков. Методика определяет характер отношений подростка с социальным окружением, выявляет уровень его адаптированности, т.е. согласованность требований социальной среды и личностных тенденций, определяет реалистичную оценку себя и окружающей действительности, личностную активность, гибкость, социальную компетентность, способность отвечать за свое поведение.

Высказывания опросника сгруппированы по 6 факторам, отвечающим критериям адаптированности и дезадаптированности:

приятие – неприятие себя

приятие других – конфликт с другими

эмоциональный комфорт – эмоциональный дискомфорт

ожидание внутреннего – внешнего контроля

доминирование – ведомость

«уход» от проблем

Критерии адаптированности отчасти совпадают с критериями личностной зрелости, в их числе: чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление овладеть, справиться с ними.

Представленная таблица 1 в приложении 3 демонстрирует низкий индекс социально-психологической адаптированности у 50% участников экспериментальной группы – Сережа Ш., Саша Ш., Женя Т., Коля П., Света К., Алеша П.

Качественную характеристику участников контрольной и экспериментальной группы мы отразили на рисунке 1.

Рис. 1. Характеристика участников исследования по методике «Шкала социально-психологической адаптированности» в контрольной и экспериментальной группах

Данные экспериментальной группы:

Представленный рисунок 1 показывает, что в 1 шкалу вошли испытуемые экспериментальной группы 33%, эта группа имеет высокие показатели по фактору «неприятие себя»;

во 2 шкалу вошли испытуемые экспериментальной группы 25%, эта группа имеет завышенные показатели по фактору «конфликт с другими»;

в 3 шкалу вошли 17%, эта группа имеет завышенные показатели по фактору «эмоциональный дискомфорт»;

в 4 шкалу вошли – 33% группы ожидают контроля своей деятельности со стороны и не могут осуществлять его самостоятельно;

в 5 шкалу вошли 33% доминируют в общении с окружающими, а в 6 шкалу вошли 25% группы в полной мере зависят от других и являются ведомыми;

в 7 шкалу вошли 17% избегают проблем.

Данные контрольной группы группы:

Представленный рисунок 1 показывает, что в 1 шкалу вошли испытуемые экспериментальной группы 25%, эта группа имеет высокие показатели по фактору «неприятие себя»;

во 2 шкалу вошли испытуемые экспериментальной группы 23%, эта группа имеет завышенные показатели по фактору «конфликт с другими»;

в 3 шкалу вошли 15%, эта группа имеет завышенные показатели по фактору «эмоциональный дискомфорт»;

в 4 шкалу вошли – 30% группы ожидают контроля своей деятельности со стороны и не могут осуществлять его самостоятельно;

в 5 шкалу вошли 30% доминируют в общении с окружающими, а в 6 шкалу вошли 23% группы в полной мере зависят от других и являются ведомыми;

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Содержание и формы работы социального педагога по формированию самоконтроля поведения гиперактивных подростков
Общение с гиперактивными подростками показывает, что у них не ладятся отношения со временем и пространством. Они суетливы, непоседливы, их движения непроизвольны. Все у них должно происходить быстро, они не знают покоя и раздумья, не могут сосредоточиться на задаче. Хотя они часто находятся в центр ...

Основные положения системы упражнений
Развитие умения воспринимать устную речь на слух является существенной частью любого вида работы, проводимой в устной форме. Следовательно, необходимо проводить обучение учащихся аудированию. Так как понимание на слух устной речи на иностранном языке умение достаточно сложное, то требуется целая си ...

Обоснование эффективности методики развития общей выносливости и ее влияние на уровень физической работоспособности учащихся 6-х классов
Педагогический эксперимент проводился с целью обоснования методики развития общей выносливости у учащихся и ее влияние на уровень общей работоспособности учащихся основной школы. В начале педагогического эксперимента нами не обнаружены достоверные различия в показателях физического развития и общей ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru