Изучение особенностей социально-психологической дезадаптации младших подростков

Информация о педагогике » Социально-педагогическая профилактика социально-психологической дезадаптации младших подростков » Изучение особенностей социально-психологической дезадаптации младших подростков

Страница 2

Методика Р.В. Овчаровой «Склонность подростков к отклоняющемуся поведению».

Методика выявления предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении подростков представляется (под ред. Р.В. Овчаровой). Методика содержит семь шкал.

В целом опросник включает 98 неповторяющихся пунктов-утверждений, представленных в приложении 2. Обработка результатов предполагает соотнесение вариантов ответов участников с ключом, представленным в приложении. Каждому ответу в соответствии с ключом присваивается один балл. Затем по каждой шкале подсчитывается суммарный балл, который и сравнивается с тестовыми нормами, приведенными ниже. При отклонении индивидуальных результатов испытуемого от среднего суммарного балла по шкале больше, чем на 15, измеряемую психологическую характеристику можно считать выраженной.

Цель методики: выявление уровня социальной активности; выявление уровня социальной адаптированности; выявление уровня социальной автономности; выявление уровня нравственной воспитанности.

Таким образом, эмпирическое исследование основано на выявлении у дезадаптированных подростков уровня социально-психологической адаптированности и социальности, склонности к отклоняющемуся поведению.

Шкала социально-психологической адаптированности (шкала СПА) разработана К. Роджерсом и Р. Даймондом и адаптирована Т.В. Снегиревой направлена на определение коэффициента социально-психологической адаптированности, выявление факторов дезадаптации подростков. Методика определяет характер отношений подростка с социальным окружением, выявляет уровень его адаптированности, т.е. согласованность требований социальной среды и личностных тенденций, определяет реалистичную оценку себя и окружающей действительности, личностную активность, гибкость, социальную компетентность, способность отвечать за свое поведение.

Высказывания опросника сгруппированы по 6 факторам, отвечающим критериям адаптированности и дезадаптированности:

приятие – неприятие себя

приятие других – конфликт с другими

эмоциональный комфорт – эмоциональный дискомфорт

ожидание внутреннего – внешнего контроля

доминирование – ведомость

«уход» от проблем

Критерии адаптированности отчасти совпадают с критериями личностной зрелости, в их числе: чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление овладеть, справиться с ними.

Представленная таблица 1 в приложении 3 демонстрирует низкий индекс социально-психологической адаптированности у 50% участников экспериментальной группы – Сережа Ш., Саша Ш., Женя Т., Коля П., Света К., Алеша П.

Качественную характеристику участников контрольной и экспериментальной группы мы отразили на рисунке 1.

Рис. 1. Характеристика участников исследования по методике «Шкала социально-психологической адаптированности» в контрольной и экспериментальной группах

Данные экспериментальной группы:

Представленный рисунок 1 показывает, что в 1 шкалу вошли испытуемые экспериментальной группы 33%, эта группа имеет высокие показатели по фактору «неприятие себя»;

во 2 шкалу вошли испытуемые экспериментальной группы 25%, эта группа имеет завышенные показатели по фактору «конфликт с другими»;

в 3 шкалу вошли 17%, эта группа имеет завышенные показатели по фактору «эмоциональный дискомфорт»;

в 4 шкалу вошли – 33% группы ожидают контроля своей деятельности со стороны и не могут осуществлять его самостоятельно;

в 5 шкалу вошли 33% доминируют в общении с окружающими, а в 6 шкалу вошли 25% группы в полной мере зависят от других и являются ведомыми;

в 7 шкалу вошли 17% избегают проблем.

Данные контрольной группы группы:

Представленный рисунок 1 показывает, что в 1 шкалу вошли испытуемые экспериментальной группы 25%, эта группа имеет высокие показатели по фактору «неприятие себя»;

во 2 шкалу вошли испытуемые экспериментальной группы 23%, эта группа имеет завышенные показатели по фактору «конфликт с другими»;

в 3 шкалу вошли 15%, эта группа имеет завышенные показатели по фактору «эмоциональный дискомфорт»;

в 4 шкалу вошли – 30% группы ожидают контроля своей деятельности со стороны и не могут осуществлять его самостоятельно;

в 5 шкалу вошли 30% доминируют в общении с окружающими, а в 6 шкалу вошли 23% группы в полной мере зависят от других и являются ведомыми;

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Критерии личностной эффективности начальной профессиональной подготовки старшеклассников
Личностная приспособленность как интраперсональный коррелят социально-психологической адаптированности (интегрированности). Характерной психологической чертой раннего юношеского возраста является переживание развивающейся личностью кризиса идентичности. Последний приобретает особую актуальность в и ...

Основные направления работы педагога дополнительного образования по профессиональной ориентации школьников
В общем направлении активизации профессионального самоопределения принято выделять следующие направления: информационно-просветительское, диагностическое, консультационное и обучающее. Мы их опишем в контексте работы педагога дополнительного образования (ниже педагог ДО). Информационно-просветитель ...

Значение педагогического творчества И.Г. Песталоцци
И.Г. Песталоцци по праву можно назвать основателем подлинно народной школы. Исходя из выдвинутых им теоретических положений, он обосновал методику обучения родному языку, считая, что речь нужно развивать планомерно и последовательно, одновременно обогащая представления детей об окружающем мире. И.Г ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru