Изучение особенностей социально-психологической дезадаптации младших подростков

Информация о педагогике » Социально-педагогическая профилактика социально-психологической дезадаптации младших подростков » Изучение особенностей социально-психологической дезадаптации младших подростков

Страница 3

в 7 шкалу вошли 15% избегают проблем.

По результатам методики К. Роджерса и Р. Даймонда был выявлен низкий уровень социально-психологической адаптированности у 6 участников (50%), что свидетельствует о дезадаптации их в обществе.

Методика Р.В. Овчаровой «Склонность подростков к отклоняющемуся поведению» определяет на сколько подростки социально-реабилитационного учреждения склонны к тем или иным видам девиаций в поведении. Для этого участникам было предложено ответить на вопросы, характеризующие склонность к преодолению норм и правил, к аддиктивному поведению, к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, к агрессии и насилию, к делинквентному поведению и характер волевого контроля эмоциональных реакций.

Приведенная в приложении 5 таблица 2 отражает результаты тестирования и демонстрирует выраженность у участников экспериментальной группы тех или иных видов девиантного поведения.

Представленная таблица 2 в приложении 4 демонстрирует, что высокий уровень предрасположенности к девиациям в поведении различных видов и содержания выявлен у 42% участников экспериментальной группы – Сережа Ш., Саша Ш., Женя Т., Коля П., Алеша П.

Более наглядно качественный анализ выраженности разных видов девиантного поведения подростков экспериментальной и контрольной группы демонстрирует рисунок 2.

Рис. 2. Результаты качественного анализа выраженности девиантного поведения испытуемых в контрольной и экспериментальной группах

Данные экспериментальной группы:

Представленный рисунок 2 демонстрирует, что 40% группы, не имеют четких представлений и установок на социальную желательность, т.е. их морально-нравственные нормы неустойчивы. Склонность к нарушению норм и правил поведения выявлена в ответах 60% участников группы. Склонность к аддиктивному поведению проявляются у 30% участников экспериментальной и контрольной группы. Склонность к саморазрушающему поведению выявлена у 30% испытуемых. Склонность к агрессии и насилию проявляются у 30% испытуемых. Склонность к делинквентному поведению обнаружена у 40% испытуемых, 60% участников имеют низкий волевой контроль эмоциональных реакций.

Данные контрольной группы:

Представленный рисунок 2 демонстрирует, что 10% группы, не имеют четких представлений и установок на социальную желательность, т.е. их морально-нравственные нормы неустойчивы. Склонность к нарушению норм и правил поведения выявлена в ответах 40% участников группы. Склонность к аддиктивному поведению проявляются у 30% участников экспериментальной и контрольной группы. Склонность к саморазрушающему поведению выявлена у 20% испытуемых. Склонность к агрессии и насилию проявляются у 20% испытуемых. Склонность к делинквентному поведению обнаружена у 40% испытуемых, 30% участников имеют низкий волевой контроль эмоциональных реакций.

Таким образом, проведя данную методику мы выявили, что большинство испытуемых имеют склонность к нарушению норм и правил поведения. Данная психодиагностическая методика способствовала выявлению участников, склонных и уже проявляющих различные варианты девиантного и делинквентного поведения, что свиделельствует о выраженной социально-психологической дезадаптации подростков экспериментальной группы в социуме.

Экспресс – методика М.И. Рожкова «Изучение социальности ребенка» определяет, на сколько у частников групп сформированы социальные навыки – адаптиность, автономность, инициативность и гуманистические позиции.

Участникам предлагались бланки, в которых они выставляли ответы по четырех бальной шкале. Каждый столбец таблицы отражает тот или иной социальный навык.

После подсчетов результатов предложенной методики были получены данные представленные в таблице 3 см приложение 6.

Представленная таблица 3 приложение 6 демонстрирует, что в экспериментальной группе 6 подростков, что составляет 100%, имеют средний и низкий уровень социальности.

Более наглядно результаты качественного анализа представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Результаты анализа испытуемых по методике Экспресс – методика М.И. Рожкова «Изучение социальности ребенка» в контрольной и экспериментальной группах

Данные экспериментальной группы

Представленный рисунок демонстрирует, что низкий уровень социальной активности имеют 33% участников. Низкий уровень социальной адаптивности имеют 17% участников. Низкий уровень социальной автономности выявлен у 42% участников. По результатам методики М.И. Рожкова гуманистические позиции сформированы недостаточно у 33%.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Роль межпредметных связей в формировании художественной культуры школьников
Принимая во внимание межпредметные связи, формирование художественной культуры ребенка в школе может проводиться практически на всех уроках. Осо­бое место такому воспитанию отводится на уроках литературы, музыки, труда и изобрази­тельного искусства. На них школьники учатся эстетически воспринимать ...

Сотрудничество в сфере информатизации образования Чувашской Республики
Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики подписано соглашение о сотрудничестве в сфере информатизации общего образования министерством образования Пермского края. Проект соглашения предусматривает развитие информационных услуг для участников образовательного процесса по ...

Динамика результатов исследования по итогам реализации программы
После проведения программы мы провели повторное исследование по методикам: Шкала социально-психологической адаптированности (шкала СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда; Методика Р.В. Овчаровой «Склонность подростков к отклоняющемуся поведению»; Экспресс – методика М.И. Рожкова «Изучение социальности ребе ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru