Изучение трудовой деятельности старших дошкольников с нарушениями интеллекта

Информация о педагогике » Трудовое воспитание старших дошкольников с нарушениями интеллекта » Изучение трудовой деятельности старших дошкольников с нарушениями интеллекта

Страница 4

Вторая группа - старшие дошкольники, испытывающие затруднения в овладении одной или двумя сторонами трудовой деятельности. Эта группа наиболее разнородна и включала в себя несколько подгрупп. Рассмотрим их.

Дети, испытывающие затруднения в овладении общетрудовыми умениями. Эти дети в начале обучения показывали низкие результаты, медленно усваивали материал, нуждались в разнообразной помощи при ориентировке в задании и планировании.

Сложность ориентировочной деятельности выражается в том, что дети не могли разобраться в конструкции изделий, не обращали внимания на их малозаметные, но важные особенности, затруднялись сформулировать признаки, если наш вопрос не содержал подсказки. Характер практической деятельности этих детей свидетельствовал о расплывчатости сложившегося у них образа изделия и о попытках дополнить свое представление о нем. Даже разобравшись с нашей помощью в конструкции поделки, дети этой подгруппы при практическом выполнении могли допустить ошибки. Характерны для этих дошкольников значительные трудности в пространственной ориентировке. Они долго путали понятия "вправо-влево", не понимали и не запоминали многокомпонентные пространственные характеристики (верхний правый угол), не ориентировались на листе бумаги.

Дошкольники не могли представить последовательности выполнения изделия, поэтому при планировании ближайшей операции имели место повторы, пропуски и перестановка приемов, стремление назвать любой из них нейтральным словом "делать". Недостаточное понимание логики работы отражается на деятельности во время изготовления объектов.

Для дошкольников характерны действия путем проб и ошибок, причем количество ошибок возрастало с усложнением задания. Все же эти дети имели достаточно сохранную двигательную сферу и удовлетворительную работоспособность, что выражалось в незначительной утомляемости на занятиях. Разобравшись в логике изготовления поделки, дошкольники действовали правильно или с незначительными ошибками. Их словесные отчеты говорят об осознанности производимых действий.

Работа с предметно-операционными планами свидетельствовала о недостаточной способности дошкольников этой подгруппы к анализу и обобщению. Дети нуждались в помощи, чтобы выбрать соответствующий полуфабрикат изделия, сравнить отдельные карточки.

Этим дошкольникам, помимо фронтальных, были необходимы дополнительные разъяснения для понимания и запоминания последовательности действий.

В процессе обучения улучшалась ориентировочная деятельность, хотя увеличение полноты анализа шло в основном за счет перечисления большого числа деталей, материалов и инструментов; пространственные же характеристики упоминались редко. Планы понемногу становились полнее, меньше встречалось повторов и перестановок.

Несмотря на трудности в усвоении материала, дети приобретенных знаний не теряли, а могли применить их при выполнении аналогичного и нового несложного задания.

Некоторые дошкольники, затруднялись в овладении двигательными трудовыми приемами. Причины затруднений заключалась в существенных нарушениях двигательной сферы, которые в большинстве случаев представляли собой последствия детского церебрального паралича.

Для детей был характерен замедленный темп овладения двигательными трудовыми приемами; они медленно выполняли любые действия, поскольку им трудно изменить положение и в то же время нелегко сохранить заданную рабочую позу. Повышение темпа работы приводило к ухудшению результатов. Более отчетливо, чем у остальных дошкольников, проявлялось у них неумение организовать свою деятельность. Им свойственны недостаточная координированность, особенно тонких движений пальцев, а также наличие ненужных и неравномерных движений, излишняя резкость, неумение распределить мышечные усилия.

Указанные нарушения компенсировались медленно, однако дети делали заметные успехи в овладении двигательными умениями благодаря тому, что понимали логику выполнения приема и запоминали порядок действий. При фронтальном объяснении они внимательно слушали, но нуждались в дополнительной помощи при осуществлении двигательной программы приема. Кроме того. дошкольники этой подгруппы отличались положительным отношением к труду и устойчивой работоспособностью.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

О возможности применения векторных многоугольников для решения физических задач
Применение векторных способов, требующих знания основ тригонометрии (в частности, теорем синусов и косинусов), для решения задач механики в непрофильном 9 классе базовой школы вряд ли эффективно в силу недостаточной математической подготовки учащихся. Эти способы рассчитаны на учащихся классов с уг ...

Организация обучения детей разного возраста
Формой организации обучения детей в малокомплектных детских садах являются однотемные занятия с разным для каждой возрастной подгруппы программным содержанием. Основное преимущество такой формы организации занятий перед другими формами (по подгруппам; со всеми детьми одновременно, но в разных для к ...

Влияние ритмопластики на процесс формирования самосознания детей старшего дошкольного возраста в условиях современного ДОУ
А.И.Буренина отметила, что в 5-7 лет у детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений из области хореографии, гимнастики. Это открывает возможность для применения ритмопластики для детей старшего дошкольного возраста. Нормально развивающийся ребенок ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru