Изучение трудовой деятельности старших дошкольников с нарушениями интеллекта

Информация о педагогике » Трудовое воспитание старших дошкольников с нарушениями интеллекта » Изучение трудовой деятельности старших дошкольников с нарушениями интеллекта

Страница 4

Вторая группа - старшие дошкольники, испытывающие затруднения в овладении одной или двумя сторонами трудовой деятельности. Эта группа наиболее разнородна и включала в себя несколько подгрупп. Рассмотрим их.

Дети, испытывающие затруднения в овладении общетрудовыми умениями. Эти дети в начале обучения показывали низкие результаты, медленно усваивали материал, нуждались в разнообразной помощи при ориентировке в задании и планировании.

Сложность ориентировочной деятельности выражается в том, что дети не могли разобраться в конструкции изделий, не обращали внимания на их малозаметные, но важные особенности, затруднялись сформулировать признаки, если наш вопрос не содержал подсказки. Характер практической деятельности этих детей свидетельствовал о расплывчатости сложившегося у них образа изделия и о попытках дополнить свое представление о нем. Даже разобравшись с нашей помощью в конструкции поделки, дети этой подгруппы при практическом выполнении могли допустить ошибки. Характерны для этих дошкольников значительные трудности в пространственной ориентировке. Они долго путали понятия "вправо-влево", не понимали и не запоминали многокомпонентные пространственные характеристики (верхний правый угол), не ориентировались на листе бумаги.

Дошкольники не могли представить последовательности выполнения изделия, поэтому при планировании ближайшей операции имели место повторы, пропуски и перестановка приемов, стремление назвать любой из них нейтральным словом "делать". Недостаточное понимание логики работы отражается на деятельности во время изготовления объектов.

Для дошкольников характерны действия путем проб и ошибок, причем количество ошибок возрастало с усложнением задания. Все же эти дети имели достаточно сохранную двигательную сферу и удовлетворительную работоспособность, что выражалось в незначительной утомляемости на занятиях. Разобравшись в логике изготовления поделки, дошкольники действовали правильно или с незначительными ошибками. Их словесные отчеты говорят об осознанности производимых действий.

Работа с предметно-операционными планами свидетельствовала о недостаточной способности дошкольников этой подгруппы к анализу и обобщению. Дети нуждались в помощи, чтобы выбрать соответствующий полуфабрикат изделия, сравнить отдельные карточки.

Этим дошкольникам, помимо фронтальных, были необходимы дополнительные разъяснения для понимания и запоминания последовательности действий.

В процессе обучения улучшалась ориентировочная деятельность, хотя увеличение полноты анализа шло в основном за счет перечисления большого числа деталей, материалов и инструментов; пространственные же характеристики упоминались редко. Планы понемногу становились полнее, меньше встречалось повторов и перестановок.

Несмотря на трудности в усвоении материала, дети приобретенных знаний не теряли, а могли применить их при выполнении аналогичного и нового несложного задания.

Некоторые дошкольники, затруднялись в овладении двигательными трудовыми приемами. Причины затруднений заключалась в существенных нарушениях двигательной сферы, которые в большинстве случаев представляли собой последствия детского церебрального паралича.

Для детей был характерен замедленный темп овладения двигательными трудовыми приемами; они медленно выполняли любые действия, поскольку им трудно изменить положение и в то же время нелегко сохранить заданную рабочую позу. Повышение темпа работы приводило к ухудшению результатов. Более отчетливо, чем у остальных дошкольников, проявлялось у них неумение организовать свою деятельность. Им свойственны недостаточная координированность, особенно тонких движений пальцев, а также наличие ненужных и неравномерных движений, излишняя резкость, неумение распределить мышечные усилия.

Указанные нарушения компенсировались медленно, однако дети делали заметные успехи в овладении двигательными умениями благодаря тому, что понимали логику выполнения приема и запоминали порядок действий. При фронтальном объяснении они внимательно слушали, но нуждались в дополнительной помощи при осуществлении двигательной программы приема. Кроме того. дошкольники этой подгруппы отличались положительным отношением к труду и устойчивой работоспособностью.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Обучение различным видам чтения
Рассмотренные упражнения создают предпосылки для функционирования чтения как речевой деятельности. Однако для того чтобы учащиеся воспринимали его как определенную деятельность, соответствующую уровню их интеллектуального развития, необходимо соблюдать еще ряд условий. 1. Следует подбирать тексты, ...

Экспериментальное исследование развития творческого воображения детей младшего школьного возраста
Для того, чтобы выявить зависимость развития воображения от воспитания и обучения было организовано и проведено исследование на базе 2 «А» класса МОУ СОШ №163 г.Зеленогорска Красноярского края в количестве 20 человек, из них составили: 10 человек – экспериментальную группу (ЭК); 10 человек - контро ...

Использование мультимедийных технологий в образовании
Мультимедийные технологии (мультимедиа от англ. multi - много, media - среда) являются одними из наиболее перспективных и популярных педагогических информационных технологий. Они позволяют создавать целые коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими в ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru