Изучение трудовой деятельности старших дошкольников с нарушениями интеллекта

Информация о педагогике » Трудовое воспитание старших дошкольников с нарушениями интеллекта » Изучение трудовой деятельности старших дошкольников с нарушениями интеллекта

Страница 3

Экспериментальные исследования показали, что очень быстро выделялись группы дошкольников, одни из которых не испытывали серьезных трудностей при выполнении заданий, другие затруднялись в разной степени. Из числа последних определенная часть справлялась с работой с нашей помощью и усваивала программный материал; другая часть испытывала серьезные трудности в результате нарушений двигательной сферы, недостаточности ориентировочной и планирующей деятельности или сниженной работоспособности и крайне незначительно продвигалась в обучении.

Деление дошкольников на группы целесообразно лишь после проведенного обследования. Это связано с тем, что после летнего отдыха дети приходят в дошкольное образовательное учреждение с разным уровнем возможностей. Период адаптации к учебной и трудовой деятельности протекает очень медленно и по-разному. В начальном периоде обучения всем дошкольникам свойствен очень низкий уровень самостоятельности, все они нуждаются в помощи. Результаты выполнения ими заданий нередко зависят от незначительных факторов (ребенок хочет домой, его обидели). Поэтому один и тот же ученик может по-разному выполнять одинаковые по сложности задания. Обучение старших дошкольников трудовым умениям и изучение их на протяжении года дают педагогу возможность составить полное и четкое представление о развитии каждого ученика, об испытываемых им трудностях и наметить пути дальнейшей работы.

К окончанию обследования дошкольников можно условно разделить на три группы, состав которых по мере обучения меняется: постепенно растет число детей, сравнительно успешно занимающихся на занятиях труда.

Дадим характеристику каждой группе.

Первая группа - дошкольники, успешно овладевающие трудом при фронтальном обучении. Эти дошкольники с известной долей самостоятельности могут ориентироваться в задании и выполнять изделия, в основном совпадающие с образцом. При планировании ближайшей операции с помощью предметно-операционного плана они способны правильно выбрать соответствующий полуфабрикат и четко сформулировать пункт плана. Ответы этих детей начинают заметно отличаться от высказываний остальных дошкольников полнотой и логичностью называемых действий, пропуски операций и повторы редки. Исполнительская деятельность и отчеты говорят об осознании ими порядка работы.

Большинство дошкольников, отнесенных к первой группе, неплохо понимали и запоминали фронтальное объяснение, самостоятельно или с незначительной помощью (побуждение, организация сравнения) могут разобраться в конструкции нового изделия и учесть его свойства при планировании и в практической работе. Остальные эпизодически нуждались определенной помощи при нахождении той или иной особенности изготавливаемого предмета, но их умение ориентироваться в задании и планировать ход работы развивалось успешно. Изделия, близкие по конструкции и последовательности действий, они выполняли чаще всего самостоятельно и правильно.

Дошкольники, составившие первую группу, овладели относительно высокой способностью к анализу и обобщению. Так, они могут из суммы полученных знаний выбрать нужные и применять их адекватно заданию. Кроме того, группа отличается более высоким уровнем умственного развития и темпом овладения двигательными приемами.

Работоспособность дошкольников первой группы чаще всего высокая или устойчиво средняя. Они менее других уставали и могли преодолеть возникшее утомление.

Группа по своему составу неоднородна. Большинство детей с самого начала успешно и равномерно продвигались в обучении. Среди них были такие, которые вначале требовали определенной помощи, недостаточно полно усваивали фронтальное объяснение, но, научившись, свои знания и умения не теряли, могли применить их при выполнении относительно нового задания.

К первой группе принадлежали также дошкольники, обучавшиеся неравномерно, дающие то высокие, то низкие результаты, особенно тогда, когда требуется проявить самостоятельность. Они отличались нерешительностью, эмоциональной неуравновешенностью, причиной чего мог быть церебрастенический синдром или психопатоподобное поведение. Несмотря на указанные недостатки, этих дошкольников по темпу продвижения, по реакции на помощь можно отнести к категории благополучных детей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Изучение искусства и практическая подготовка воспитателя
Одно из важных направлений совершенствования воспитательно-образовательной работы — значительное улучшение художественного образования и воспитания детей. Вот почему так необходимо развивать чувство прекрасного, формировать эстетический вкус, умение понимать красоту произведений искусства, архитект ...

Реализация конвенции о защите прав ребенка в ДОУ
Происходящие в Российской Федерации процессы общественно-политических и социально-экономических преобразований выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, в полном смысле слова демократического государства, обеспечивающего на деле ...

Социально-профессиональная адаптация молодежи
Профессиональная адаптация - важнейший этап процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru