Изучение трудовой деятельности старших дошкольников с нарушениями интеллекта

Информация о педагогике » Трудовое воспитание старших дошкольников с нарушениями интеллекта » Изучение трудовой деятельности старших дошкольников с нарушениями интеллекта

Страница 1

Основными компонентами трудовой деятельности являются общетрудовые и двигательные умения, работоспособность. Установлено, что для самостоятельного выполнения задания необходимы умения ориентироваться в задании, планировать ход предстоящей работы, осуществлять текущий и заключительный самоконтроль. Не менее важны для трудовой деятельности состояние пространственной ориентировки и степень овладения двигательными умениями. Успехи в выполнении трудовых заданий зависят также от работоспособности детей, обусловленной биологическими и социальными факторами.

Формирование компонентов трудовой деятельности у умственно отсталых старших дошкольников имеет ряд особенностей. Сгруппировать дошкольников в зависимости от их возможностей и испытываемых трудностей в обучении возможно лишь в результате комплексного и динамического исследования.

Предварительное изучение материалов, собранных медико-педагогической комиссией (протокол, медицинская карта, личное дело), и беседы с врачом предоставляют сведения, необходимые для организации занятий по труду: данные о внимании и памяти детей, их работоспособности, об умственном развитии, практическом опыте, а также о структуре дефекта и наличии различных осложнений (церебрастенический синдром, психопатоподобное поведение, нарушение зрения, двигательной сферы и т. д.). Анализ рисунков детей дал представление об их пространственной ориентировке, графических умениях, наблюдательности и т. д. Например, по рисункам можно узнать об умении ребенка ориентироваться на плоскости листа, определить его представления о пропорциях, способность к анализу, что выражается в изображении специфических признаков объектов, в детализации. Неровные, ломаные линии, примитивность рисунка, несоблюдение строки в тетради могут служить косвенным показателем двигательных нарушений. В ходе психолого-педагогического обследования мы выяснили умение дошкольников устанавливать сторонность (ориентироваться в собственном теле) и выполнять по инструкции задания на пространственную ориентировку, на различение формы, величины, цвета, на определение количественных и пространственных соотношений зрительно воспринимаемых объектов. В процессе выполнения детьми ряда проб (работа с доской Сегена, построение заборчика и др.) выявлены степень понимания задания, координация движений, пространственная ориентировка, интерес к заданию, роль и влияние помощи и т.д. Основное значение для изучения дошкольников имеют текущие наблюдения, проводимые планомерно и систематически. Организуя фронтальную работу, мы внимательно наблюдали за несколькими дошкольниками, а затем точно и своевременно фиксировали полученные данные, отражая в записях постепенные изменения в трудовой деятельности детей, повышение их самостоятельности.

Система наблюдений на занятиях включала в себя изучение особенностей дошкольников в овладении общетрудовыми умениями, двигательными трудовыми приёмами, изучение работоспособности детей.

Для того чтобы наблюдение достаточно полно раскрывало картину трудовой деятельности ребенка, мы определяли основные его направления. Так, при изучении ориентировочной деятельности выявлены:

затруднения, испытываемые при анализе образца изделия (называние малого количества деталей, трудности в определении их формы, размеров, особенностей, способов соединения, пространственного расположения и т. д.);

особенности анализа образца аналогичного изделия, относительно нового изделия;

реакцию на различные виды помощи (активизация внимания, наводящие вопросы, повторная инструкция, показ, сопровождаемый инструкцией, и т. д.);

влияние анализа образца на успешность планирования, практического выполнения, текущего и заключительного самоконтроля;

темп овладения умением анализировать объект, т. е. как скоро дошкольники начинают самостоятельно называть его признаки,

причины, мешающие формированию ориентировочной деятельности (нарушение работоспособности, низкий уровень развития мышления, отсутствие интереса к труду и др.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Движущие силы и механизм самовоспитания
Когда появляется на свет новорожденный, мы говорим: “Родился человек”, т.е. говорим о биологическом его рождении. Однако дальнейший процесс биологического развития теснейшим образом сочетается с приобретением таких качеств и свойств, которые по своему происхождению не связаны с биологической природ ...

Соотношение педагогической науки и педагогической практики
Сегодня уже никто не подвергает сомнению научный статус педагогики. Спор перешел в плоскость соотношения науки и педагогической практики. Слишком неоднозначными оказыва­ются реальные достижения воспитателей: в одном случае они обусловлены глубокими знаниями и умелым применением пе­дагогической теор ...

Исследование коммуникативных характеристик ребёнка дошкольника
Исследование проводилось на базе детского сада №17 города Солигорска. В исследовании участвовало 20 детей старшей возрастной группы. Список детей: 1. Арсений А. 11.Полина М. 2. Егор А. 12.Глеб М. 3. Захар Б. 13.Валерия М. 4. Валерия Б. 14.Глеб Н. 5.Ирина Г. 15.Валерия М. 6. Алёша Д. 16.Данила Р. 7. ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru