Интеллектуальные игры в обучении старшекласников

Информация о педагогике » Интеллектуальные игры в обучении старшекласников

Страница 3

Грузинский психолог Д.Н. Узнадзе (1886- 1950), поборник детской игры, рассматривает её в аспекте иных типов поведения, а именно как художественное творчество ребенка.

Игры развивают и стимулируют обогащение творческого потенциала и воображения ребенка. Это подметил главный идеолог и культуролог первых лет создания народного образования в советской России. затем в СССР первый нарком просвещения А.В. Луначарский.

Культурная ценность игры бесспорна, игра несет в себе потенциал всех видов эстетической деятельности человека. Исследователи игры часто ссылаются в своих трудах на роман немецкого писателя Г. Гессе «Игра в бисер», в котором он рассматривает эстетический аспект игровой деятельности в жизни людей ХХ столетия. Гессе убеждает, что игра, оторванная от жизни, может превратится в жестокое аморальное средство, способное формировать бездумную активность. По мнению Гессе, эстетический характер игры как таковой выражается в чувствах свободной незаинтересованности, лёгкости отношений и наслаждением творческой основой игры.

Есть ещё одна очень интересная проблема, требующая своего осмысления – использования скрытых игровых начал в художественных произведениях детской литературы. Законы игры в своих стихах, рассказах, повестях широко использовали известные советские поэты и писатели А. Гайдар, Л. Кассиль, С. Михалков, С. Маршак, А. Барто и другие. Маршак говорил, что у детских писателей должна быть игровая природа творчества.

Близость игровой и художественной деятельности отнюдь не означает их полного тождества, но наглядно доказывает связь игры с искусством и эстетической культурой. Богатство игровых признаков в культуре служит важным критерием в оценке её гуманистического смысла. Резкое возрастание интереса к проблемам игры характерно для настоящего времени. Игра введена в изучение эстетических процессов культурологии и рассматривается даже как один из механизмов формирования эстетической культуры человека. Поэтому теория происхождения игры в соотношении с искусством, эстетикой имеет право на существование.

Труд как источник появления игры.

Бесспорно, и труд и игра обладают для человека огромной значимостью и необходимы и целесообразны на всём протяжении его жизни. Но труд в сравнении с игрой прежде всего утилитарно – полезен, как правило, продуктивен и мотивируется конечным результатом. Труд и игра способны усиливать друг друга, взаимопроникать друг в друга. Они родственны по происхождению, по своей сверхзадаче.

Г. В. Плеханов в ряде своих работ доказывает, что игра возникла в ответ на общественную потребность в подготовке детей к жизни. Именно это его положение помогает понять теорию возникновения игры в истории общества на основе труда, а в жизни отдельного человека, по его мнению игра предшествует труду.

Связь игры и труда несомненна. Игра воспроизводит не только приёмы и способы труда, но и многие иные человеческие проявления, явления природы, повадки зверей, словом, отражает жизнь во всём её многообразии. Если бы игры отражали только трудовую деятельность, то богатство игровых начал зависело бы от развитости труда, а мы этого не замечаем. Игровой элемент присутствует во всех видах деятельности, но акцентирование игры как самоцельной активности ребёнка свойственно прежде всего его досугу.

Итак, труд, бесспорно, был источником появления феномена игры, но не единственным. Можно надеяться, и доказательством этому служит социальная практика, в том числе нашего общества, что в будущем усилится синтез труда и игры, особенно в опыте детства. Они не растворятся друг в друге. Окультуренный, научноосмысленный и цивилизованный труд будет тяготеть к досугу, а игра останется его эстетическим стимулом, компонентом радости и наслаждения. Равно как и игра будет обогащаться элементами труда и станет более сильным источником вдохновения и творчества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Педагогические заметки:

Наглядность как средство развития познавательного интереса
Наглядность как один из важнейших дидактических принципов разрабатывается и реализуется в теории и практике преподавания русского языка на всех этапах развития школьного образования. Основным способом его реализации является использование средств наглядности в учебном процессе. Наглядные материалы ...

Творческие аспекты деятельности педагога
Современный педагог-профессионал немыслим вне творчества. Творчество - это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, «мысль творящая», красота. Творческий учитель - «это тот, кто открывает, умудряет и ободряет» (Н.Рерих) ...

Организация и содержание коррекционно-развивающей работы с использованием средств искусства
Для осуществления коррекционной работы была выбрана модель комбинированного занятия, впервые предложенная в работе Венгер А. А., Выгодской Г. Л., Леонгард Э. И. «Отбор детей в специальные дошкольные учреждения». Специфика комбинированного занятия заключается в том, что оно не объединено общей целью ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru