Интеллектуальные игры в обучении старшекласников

Информация о педагогике » Интеллектуальные игры в обучении старшекласников

Страница 3

Грузинский психолог Д.Н. Узнадзе (1886- 1950), поборник детской игры, рассматривает её в аспекте иных типов поведения, а именно как художественное творчество ребенка.

Игры развивают и стимулируют обогащение творческого потенциала и воображения ребенка. Это подметил главный идеолог и культуролог первых лет создания народного образования в советской России. затем в СССР первый нарком просвещения А.В. Луначарский.

Культурная ценность игры бесспорна, игра несет в себе потенциал всех видов эстетической деятельности человека. Исследователи игры часто ссылаются в своих трудах на роман немецкого писателя Г. Гессе «Игра в бисер», в котором он рассматривает эстетический аспект игровой деятельности в жизни людей ХХ столетия. Гессе убеждает, что игра, оторванная от жизни, может превратится в жестокое аморальное средство, способное формировать бездумную активность. По мнению Гессе, эстетический характер игры как таковой выражается в чувствах свободной незаинтересованности, лёгкости отношений и наслаждением творческой основой игры.

Есть ещё одна очень интересная проблема, требующая своего осмысления – использования скрытых игровых начал в художественных произведениях детской литературы. Законы игры в своих стихах, рассказах, повестях широко использовали известные советские поэты и писатели А. Гайдар, Л. Кассиль, С. Михалков, С. Маршак, А. Барто и другие. Маршак говорил, что у детских писателей должна быть игровая природа творчества.

Близость игровой и художественной деятельности отнюдь не означает их полного тождества, но наглядно доказывает связь игры с искусством и эстетической культурой. Богатство игровых признаков в культуре служит важным критерием в оценке её гуманистического смысла. Резкое возрастание интереса к проблемам игры характерно для настоящего времени. Игра введена в изучение эстетических процессов культурологии и рассматривается даже как один из механизмов формирования эстетической культуры человека. Поэтому теория происхождения игры в соотношении с искусством, эстетикой имеет право на существование.

Труд как источник появления игры.

Бесспорно, и труд и игра обладают для человека огромной значимостью и необходимы и целесообразны на всём протяжении его жизни. Но труд в сравнении с игрой прежде всего утилитарно – полезен, как правило, продуктивен и мотивируется конечным результатом. Труд и игра способны усиливать друг друга, взаимопроникать друг в друга. Они родственны по происхождению, по своей сверхзадаче.

Г. В. Плеханов в ряде своих работ доказывает, что игра возникла в ответ на общественную потребность в подготовке детей к жизни. Именно это его положение помогает понять теорию возникновения игры в истории общества на основе труда, а в жизни отдельного человека, по его мнению игра предшествует труду.

Связь игры и труда несомненна. Игра воспроизводит не только приёмы и способы труда, но и многие иные человеческие проявления, явления природы, повадки зверей, словом, отражает жизнь во всём её многообразии. Если бы игры отражали только трудовую деятельность, то богатство игровых начал зависело бы от развитости труда, а мы этого не замечаем. Игровой элемент присутствует во всех видах деятельности, но акцентирование игры как самоцельной активности ребёнка свойственно прежде всего его досугу.

Итак, труд, бесспорно, был источником появления феномена игры, но не единственным. Можно надеяться, и доказательством этому служит социальная практика, в том числе нашего общества, что в будущем усилится синтез труда и игры, особенно в опыте детства. Они не растворятся друг в друге. Окультуренный, научноосмысленный и цивилизованный труд будет тяготеть к досугу, а игра останется его эстетическим стимулом, компонентом радости и наслаждения. Равно как и игра будет обогащаться элементами труда и станет более сильным источником вдохновения и творчества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Педагогические заметки:

Основные положения преподавания математики в общеобразовательных учреждениях
Новые информационные технологии предъявляют повышенные требования к качеству труда и уровню квалификации инженерно-педагогических и руководящих работников профессиональных учебных заведений. Информатизация предполагает сущностное изменение содержания, методов и организационных форм образования. Вкл ...

Теоретические основы изучения эмоционального интеллекта младших школьников
Термин "эмоциональный интеллект" появился в американской психологической литературе в начале 90-х годов XX века. Джон Мэйер и Питер Сэловей первыми дали научное определение этому понятию и разработали первую модель эмоционального интеллекта. Они определяют эмоциональный интеллект как стру ...

Роль театрального искусства в формировании эстетической культуры личности
Современная жизнь выдвинула по отношению к человеку комплекс требований, внутри которого одно из важнейших мест принадлежит эстетической грамотности. Эстетически осваиваемый человеком мир состоит из трех неразрывно связанных между собой сторон: эстетическое в объективной действительности; субъектив ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru