Интеллектуальные игры в обучении старшекласников

Информация о педагогике » Интеллектуальные игры в обучении старшекласников

Страница 2

Основные научные подходы к объяснению причинности появления игры следующие:

теория избытка нервных сил ( Г. Спенсер, Г. Шурц );

теория инстинктивности, функций упражнения ( К. Гросс, В. Штерн, Ф. Бейтендейк и другие);

теория рекапитуляции и антиципации ( Э. Геккель, Г. Холл, А. Валлон, Вуарен, Аллин);

теория функционального удовольствия, реализация врожденных влечений ( К. Бюлер, З. Фрейд, А. Адлер);

теория религиозного начала ( Хёйзинга, Всеволодский – Гернгросс, Бахтин, Соколов и другие);

теория отдыха в игре (Штейнталь, Шалер, Патрик, Лацарус, Валлон);

теория духовного развития ребенка в игре (Ушинский, Пиаже, Макаренко, Левин, Выготский, Сухомлинский, Эльконин);

история воздействия на мир через игру (Рубинштейн, Леонтьев, Узнадзе);

связь игры с искусством и эстетической культурой ( Платон, Шиллер, Фребель, Спенсер, Рид и другие);

труд как источник появления игры (Вундт, Плеханов, Лавров, Лафарг, Мазаев и другие);

теория абсолютизации культурного значения игры (Хёйзинга, Ортега – и – Гассет, Гессе, Лем) и т.п.

Рассмотрим обзорно некоторые из этих теорий.

Теория отдыха в игре. Игру как средство поддержания бодрости и силы трактовали Шиллер и Спенсер. Понимая ,что в игре человек не только тратит, но и восстанавливает энергию. Такие исследователи, как Шалер, Валлон, Патрик, Штейнталь, считали игру не столько компенсаторной, сколько уравновешенной, значит отдыхом. Игра позволяет привлечь в работу ранее бездействовавшие органы и тем самым восстановить жизненное равновесие.

Теория духовного развития ребёнка в игре. К.Д. Ушинский (1824 – 1871) противопоставляет проповеди стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребёнка через игру к трудовой деятельности. Ушинский один из первых утверждал, что в игре соединяются одновременно стремление, чувствование и представление.

Многие учёные, в том числе Пиаже, Левин, Выготский, Эльконин, Ушинский, Макаренко, Сухомлинский, полагали, что игра возникает в свете духовности и служит источником духовного развития ребёнка.

Теория воздействия на мир через игру.

С.Л. Рубинштейн (1889 – 1960). советский психолог и философ, первым сделал попытку создать отечественную теорию игры. Он понимает игру как вечную потребность ребенка, рождающуюся из контактов с внешним миром, как реакцию на них. Согласно Рубинштейну, сущность игры заключается в том, что она есть порождение практики, через которую преобразуется действительность, изменяется мир. Уже поэтому она есть осмысленная деятельность. Мотивы игры кроются не в утилитарном эффекте, а в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, вызванных окружающей действительностью. Учёный доказывает, что ребенок не стремится к вещному результату, реализует разнообразные мотивы человеческой деятельности.

Выводы Ушинского и Рубинштейна о том, что игра есть осмысленная деятельность, развил в своих трудах А.Н. Леонтьев, он как и Рубинштейн, рассматривал игру как вид человеческой предметной деятельности и давал ей характеристику, исходя из особенностей труда с точки зрения цели, мотивов и способов действия.

Рубинштейн, Леонтьев и их последователи объяснили игру как доступный для ребенка путь понимания и освоения мира. Своеобразие игровой деятельности, таким образом, проявляется в единстве с практической деятельностью и потому носит активный, действенный характер.

Связь игры с искусством и эстетической культурой

Платон с его эстетическим видением мира воспринимал игру как нечто прекрасное и ценное само по себе, потому и призывал жить, играя, дабы снискать милость богов и прожить согласно свойствам своей природы. Правильным по мнению Платона, является такое воспитание, которое включает в сферу педагогического воздействия всё, что присуще жизни ребёнка и не противоречит жизни общества. Воспитание необходимо организовывать в соответствии с природными возможностями дитя и характером его будущих занятий. Значит, детей необходимо с раннего возраста готовить к будущему, сначала в играх, забавах, а затем ив серьёзных занятиях. Но игры и забавы должны быть отобраны, узаконены.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Педагогические заметки:

Классификация игр. Виды и функции игр
Попыток классификации игр немало. Большинство из них либо интуитивны, либо делаются на конкретно собранном материале игр, специально “под этот” материал. Можно принять за аксиому общепринятый подход делить все игры детей на три большие группы: - игры с готовыми “жесткими” правилами; - игры “вольные ...

Характеристика деятельности Путятинского Центра народного творчества по патриотическому воспитанию младших школьников
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной диф ...

Учебник как основное средство использования наглядности при обучении русскому языку
Средства обучения - это специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать стоящие перед ним задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей и т.д. Средства обучени ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru