Для проведения экспериментального исследования была взята группа из 12 человек детского сада «Метелица» г. Новый Уренгой. Нужно отметить, что были взяты 6 человек с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении . Вместе с психологом автор разработал систему занятий и провел первичную и повторную диагностику.
Для того, чтобы сделать вывод о развитии представлений о Родине у детей с отклонениями и без отклонений автор работы опирался на следующие критерии:
1.Знание достопримечательностей родного города.
Высокий уровень: ребенок может назвать значимые места и объекты города, историю открытия. Владеет речью-доказательством, верно обозначает значимость каждого вида труда. Проявляет жизненный интерес к рассказу воспитателя.
Средний уровень: испытывает затруднения при слушании рассказов педагога. Нуждается в дополнительном пояснении педагога.
Низкий уровень: ребенок пассивен при обсуждении достопримечательностей. Эмоциональный отклик на рассказанное выражен слабо.
2. Знание традиций и промыслов.
Высокий уровень: ребенок знает промыслы и ремесла (было названо 4 промысла и ремесла: пошив национальной одежды, обуви народов, художественная обработка кости, художественная обработка обуви). Знает из чего шьют одежду коренные жители. У ребенка целостные представления об укладе жизни коренных народов.
Средний уровень: их предложенного ряда называет 2 ремесла, отрывочные сведения о коренных жителях Ямала, об укладе жизни. Аргументирует свои суждения, может вести диалог с помощью наводящих вопросов.
Низкий уровень: ребенок называет отдельные предметы быта, но не знает их назначения, называет отдельные ремесла, но не обосновывает значимость трудовых действий. Отсутствуют знания об укладе жизни коренных жителей. Затрудняется вести диалог даже с помощью вопросов воспитателя.
3.Знание символики и столицы России.
Высокий уровень: ребенок может рассказать о гербе, флаге, гимне и столице России, знает название других городов.
Средний уровень: ребенок затрудняется в рассказе о символике России, но знает города.
Низкий уровень: ребенок не знает названий городов, символики, имеет неверные представления о них.
Таким образом, на первой этапе исследования было выявлено 60% детей, контрольной группы ( дети без отклонений), имеющих средний уровень развития представлений о Родине, 15%-высокий уровень, и у 25% был выявлен низкий уровень формирования представлений о Родине. Нужно отметить, что это показатели детей без отклонений в эмоционально-личностном развитии и поведении. Была проведена диагностика детей с отклонениями. То есть средний показатель имеют 50%детей из экспериментальной группы (дети с отклонениями),40% имели низкий уровень, и только 10% имели высокий уровень.
Для формирования представлений о России, о малой Родине была проведена следующая работа. Система занятий была разработана с учетом эмоциональных особенностях детей с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении.
Занятие 1. «Новый Уренгой - частица земли ямальской»
Цель: формирование знаний детей о родном городе.
Задачи:
Формировать представление о малой Родине на основе ознакомления с ближайшем окружением (дом, двор, детский сад) и достопримечательностями города.
Познакомить с историей возникновения города. Показать расположение города на территории Ямала. Взаимосвязь жизни и деятельности жителей города от географического положения и природных ресурсов. Познакомить с гербом ЯНАО, объяснить символическое значение изображений на гербе.
Педагогические заметки:
Контроль как звено учебного процесса. Объект и функции контроля
Неотъемлемой частью сложного процесса учебно-воспитательной работы является контроль. В широком смысле контроль связан с ориентировочной деятельностью человека, а без нее учебная работа ученика и работа учителя невозможны. Контроль — наиболее широкое по объему понятие. Он охватывает и включает в с ...
Теоретические предпосылки повышения эффективности систем
патриотического воспитания военнослужащих
Начало советского периода российской истории характерно полным "сломом" системы воспитания патриотизма военнослужащих. В новых условиях она была заменена системой интернационального, классового воспитания, которая действовала до 1940 года. Неудачи войск в советско-финской войне, нарастани ...
Инструментальные тестовые оболочки
Для создания тестов по предметной области разрабатываются специальные инструментальные программы-оболочки, позволяющие создавать компьютерные тесты путем формирования базы данных из набора тестовых заданий. Инструментальные программы, позволяющие разрабатывать компьютерные тесты, можно разделить на ...